Поправки в федеральное законодательство позволят передать земли тем, кто на них работает.
В результате поправок в ФЗ об обороте земель сельхозназначения сократился с пяти до трех лет срок, по истечению которого неиспользуемый земельный участок может быть изъят у собственника. Орган земельного надзора, установивший в ходе проверки, что участок не используется, направляет материалы в Минсельхоз. По новому закону министерство обязано в течение двух месяцев передать материалы в суд, раньше это было только право, а не обязанность.
После того, как участок изымают, его выставляют на торги. Если публичные торги, в том числе повторные признаются несостоявшимися, участок приобретается в муниципальную собственность. По сведениям газеты «Губерния», таких случаев в Челябинской области еще не зарегистрировано: собственники, пугаясь больших штрафов, после предписания сразу же берутся за ум — либо решают добровольно отказаться от участка, либо сдают его в аренду или начинают сами работать на земле. На сегодня административные штрафы за неиспользование земли составляют для физического лица от 0,3 до 0,5 процентов кадастровой стоимости земли (но не менее 3 тысяч рублей), для юридических лиц от 2 до 10 процентов, но не менее 200 тысяч рублей. Нерадивому хозяину могут выписать штраф и за зарастание земельного участка. Так, частный собственник, взрастивший на поле сорняки, может заплатить от 20 до 50 тысяч рублей, юрлицо — от 400 до 700 тысяч рублей.
Введенные поправками штрафы отнюдь не чрезмерны: земля должна работать и приносить доход региону и муниципалитету. В южных регионах — Краснодарском и Ставропольском крае, Ростовской области — обрабатывается практически 100% земель сельхозназначения, кстати, такая же картина и в южных (Брединский, Чесменский, Варненский, Увельский) районах Челябинской области. Однако в остальных территориях Урала и Сибири цифры другие: используется от 20 до 60% земель. Говорить о рентабельности животноводства и сельского хозяйства в целом при таком положении не приходится.
«Наша территория — исторически сложившаяся зона разведения крупного рогатого скора, — поясняет председатель СХПК «Черновской» Владимир Александров. — Сегодня мы должны прокормить более трех тысяч коров, десятую часть всего поголовья области. В день они съедают 250 тонн корма. Поэтому мы готовы обрабатывать любой свободный клочок земли, брать в аренду, рекультивировать. Если мы не будем прикладывать к земле усилия в течение года-двух, березки снова «отвоюют» у нас пашню. Несколько десятилетий назад россияне поднимали целину: но это были ковыльные степи: расчищать землю, заросшую деревьями, крайне сложно и дорого. Мы в ответе за землю, которую передадим своим детям.
Проблема в том, что 25 лет назад землю поделили на паи, и многие люди сейчас даже не знают, что являются собственниками. Поэтому требуется повторная инвентаризация земли с участием контролирующих органов. Считаю, на сегодня власти избрали правильный путь: четко прописали механизмы и укоротили регламенты времени возврата бесхозных земель».
Фото rosim.ru.