Ну, что? Продолжим нашу экскурсию на газетных страницах («Экс-пресс»), предназначенную для тех, кто едет на рейсовом автобусе через южную часть города и, порой, не знает, чем себя занять? Знакомство с историей края, которую не захочешь, да увидишь из окна транспорта, — едва ли не лучший вид времяпровождения.
Река Миасс
Сегодня речку Миасс, через которую перекинут Шадринский мост, и рекой-то трудно назвать — настолько она обмелела и заросла. А в 1948 году, как пишет Борис Миронов, наша скромница и тихоня неожиданно вышла из берегов и превратилась в яростный, все разрушающий поток.
Откроем книгу: «Весна 1948 года ознаменовалась невиданным половодьем. Вода, хлынувшая через плотину, снесла горбатый мостик, разлилась по ближайшим улицам. Дома на берегу затопило до второго этажа. По Пионерскому саду катались на лодках. Какой-то удалец, видимо, из спортивного интереса, по водосточной канаве на лодке добрался до нашего крыльца. Шадринский мост закрепили канатами, чтобы его не унесло».
Тот же Миронов, описывая бывшее когда-то в этих водах рыбное изобилие (щуки, караси, лини, налимы), припомнил редкостное событие из своего детства, связанное с рекой Миасс.
«Однажды в жаркий летний полдень вся рыба в реке всплыла. Это было невероятно! Это было неправдоподобно! Люди бросились к реке с тазами, ведрами, кошелками и прочими разными емкостями. Они заскакивали в воду и, стоя в ней, выбирали рыбу кому какую хотелось. Конечно, прежде всего, выбирали крупную.
А беспомощная рыба, не в силах противиться, только слабо шевелила плавниками и медленно плыла по течению.
И такая вот апокалипсическая картина наблюдалась на всем городском участке реки. После полудня подул крепкий ветерок, и рыба, глотнув свежего воздуха, ушла на глубину. Народ решил, что это произошло из-за редкой жары, но знающие люди уверяли, что случилось это потому, что из термических цехов напилочного завода в реку спустили серную кислоту и щелочь».
Шадринский мост
Не раз слышала, как пассажиры интересуются друг у друга: «Почему мост через речку Миасс Шадринским называется?» Ответа обычно никто не знает, на том и успокаиваются.
Но вот что пишет краевед Василий Морозов про Шадринский мост:
«Когда-то до войны это был деревянный мост. В 50-х годах его сделали из железобетона с чугунными литыми перилами. Почему Шадринский? Большинство объясняет это тем, что в данной части Миасского завода селились рабочие с реки Исеть, из Шадринска. И всю эту часть поселения за речкой Миасс, по ее берегу и косогору Чашковского хребта, называли почему-то не Шадринской, а Зашадринской, то есть как бы находящуюся за мостом. Так я помню с детства.
…Недавно, листая «Летопись Миас-ского завода 1882 г.», наткнулся на такую запись: «Название «Шадринская» часть происходит от моста через реку Миасс, называемого Шадринским». Очевидно, тракт шел прежде через
Миасс, по долине реки Миасс в сторону поселка Тургояк, на Новоандреевку и Карабаш и дальше на Свердловск, Шадринск. Но почему мост Шадринский, а не Свердловский, Карабашский или Кыштымский?»
Танки в городе
В истории Шадринского моста было немало любопытных моментов. Об одном из них, случившемся, видимо, в послевоенные годы, рассказал в книге «Война была еще вчера» миасский писатель Борис Миронов.
«На самой макушке лета в городе произошло выдающееся событие, свидетелем которого мне посчастливилось быть. Со стороны перекрестка Пролетарской улицы и улицы Ленина к Шадринскому мосту с ревом и лязгом гусениц подкатили два танка. Они были без пушек и несли мирную гражданскую службу на автозаводе, честно выполняя роль тягачей. После короткого совещания водителей танки направились к воде выше моста по течению, решив форсировать реку вброд. Передний танк с натужным ревом вышел на противоположный берег рядом с колодцем. Наступила очередь второго. Он забуксовал и так основательно завяз в илистом дне, что все попытки сдвинуться с места оказались тщетными. Несмотря на активную психологическую поддержку зрителей, которых собралось без числа.
Время шло, а танк — ни туда, ни сюда. Наконец первый танк продолжил движение, а второй так и остался стоять в воде, погрузившись в нее наполовину. И простоял он в этой позиции ни много ни мало целый год. Через год со стороны Советской улицы подошли два трактора и вытащили, наконец, танк, ставший земноводным».
Минарет
Если посмотреть от Шадринского моста влево, то можно увидеть минарет — давно не действующий, но все равно красивый, величественный, ставший самым знаменитым мусульманским культовым строением Урала. Подобное архитектурное решение — многогранная башня на кубическом основании со срезанными углами, украшенная балконом с декорированной кованой решеткой, шлемовидным куполом и шпилем — на Урале встречается только в Оренбурге.
Раньше рядом с минаретом находились мечеть и школа, а также мусульманская типография, печатавшая книги и журналы на арабском, татарском и башкирском языках. Интересно, что рабочим и служащим типографии запрещалось на работе «петь песни, являться пьяными, произносить неприличные слова» и вообще вменялось в обязанность «вести себя благопристойно».