С мая по октябрь по старгороду с утра до вечера курсируют садовые автобусы. Поудобнее устроившись (если повезет!) на сидениях, миасцы живо обсуждают предстоящие работы на огородном участке. А в это время за окном мелькают дома, мосты, плотины, которые, если бы умели говорить, рассказали бы немало интересного о себе и о городе.
Дорога в сад или Экс-Пресс?
По крайней мере, мне, как постоянному пассажиру одного из садовых автобусов, всегда хотелось именно этого.
Придумала рубрику для серии таких рассказов-экскурсий — «Дорога в сад». Потом решила, что читатели не поймут юмора, и выдала еще один вариант — «Экс-Пресс», имея в виду экскурсию («Экс») на газетных полосах («Пресс» — от слова «пресса»).
Помучившись с рубрикой, села и стала просто писать все то, что мне известно об объектах, мимо которых следует общественный транспорт южного направления.
«ГоРем»
Не подумайте, что мы ошиблись в написании сего экзотического слова. Речь пойдет не о гареме восточного султана, а о поселке Миасс-2, куда поворачивает дорога перед мебельной фабрикой.
Из записей миасского краеведа Петра Шалагинова узнаем, что раньше эту местность называли «Остров» или «Горем». Ну, с «Островом» все понятно — район находится в некотором отдалении от города.
А «Горем» — это что? Оказалось, что это головной ремонтно-восстановительный поезд № 119 (сокращенно ГоРем-119) — специальный состав, который восстанавливает пути и контактные сети железных дорог при авариях и стихийных бедствиях, оказывает помощь пострадавшим. Подобные поезда появились в СССР в 1936 году.
В войну такие составы восстанавливали разрушенные предприятия, здания, мосты и т. д., будучи снабжены всем необходимым для этого: кранами, тягачами, трактором и бульдозером, электростанцией и прожекторными установками, автомобилями, средствами связи, запасами стройматериалов, противопожарным оборудованием, пищеблоком, санитарным вагоном и т. д.
В 1955 году ГоРем-119 перебросили в Миасс на строительство новой железнодорожной ветки «Миасс-Учалы», по которой заводам Урала должны были доставлять медную руду.
По комсомольским путевкам в город приехали более 150 молодых строителей в основном из Калужской и Пензенской областей: маляры, строители, кровельщики, трубоукладчики…
Железнодорожная линия «Миасс-Учалы» была сдана в эксплуатацию 2 декабря 1959 года, а станция Миасс-2 — в 1965 году.
Завод № 611
Сразу после поворота на Миасс-2 из окна автобуса видна территория мебельной фабрики. И она сама, и ее замечательная продукция известна всем. Но многие ли знают, что в годы войны здесь, в двух зданиях бывшей ремонтной мастерской треста «Миассзолото» располагался эвакуированный из Донецка завод № 611?
«Уральский городок встретил нас 30-градусным морозом, — вспоминали ветераны фабрики. — Зима была лютая». Эвакуированных разместили по домам, с первых же дней началась разгрузка прибывшего оборудования. Станки ставили прямо вдоль железнодорожного полотна, затем конной тягой (а чаще всего — человеческой) доставляли их на место.
Три небольших здания, маленькая парокотельная, два паровоза на путях, которые подавали пар для работы оборудования, — вот таким было технологическое оснащение, хотя снарядное производство считалось одним из самых сложных, требовало большой осторожности и филигранной точности.
По воспоминаниям старожилов, работников завода часто называли «рыжими»: в «начинке» снарядов содержалась селитра, которая и окрашивала руки и волосы в рыжий цвет. При этом губы и глаза приобретали фиолетовый оттенок.
Первый снаряд, выпущенный заводом, был 152 калибра и предназначался для разрушения дзотов. В 1942 году начали производить снаряды 122 калибра, затем авиабомбы весом 120-150 кг.
Свято-Троицкий храм
История Свято-Троицкой церкви началась с постройки часовни для отпевания покойников при старинном кладбище, которое, как говорят, появилось еще до 1840 года (то есть ему больше полутора сотен лет). Здесь захоронены известнейшие люди Миасса, принимавшие участие в строительстве храма, а также родители золотопромышленника Егора Симонова, семьи священников, знаменитые миасские врачи Георгий Маврицкий, чье имя носит горбольница № 1, и Василий Кленков, писатель Владислав Гравишкис, Герой Советского Союза Михаил Кушнов.
Храм возвели на пожертвования местных купцов Н. Беляева, М. Популовского и Е. Симонова (12 тысяч рублей серебром) и освятили 8 декабря 1889 года. Внутри храма был установлен полированный резной иконостас из дуба, который Н. Беляев специально доставил из Москвы.
Семь лет спустя рядом построили колокольню на средства Лидии и Надежды Романовских, вложивших в постройку около трех тысяч рублей серебром.
Храму Животворящей Троицы повезло: в годы воинствующего атеизма, когда советская власть безжалостно уничтожила 24 церкви, он остался нетронутым. Правда, с 1938 по 1944 год храм не действовал. Более того, его приспособили под общежитие азиатов, строивших в войну автозавод.
В 1944 году Свято-Троицкая церковь стала вновь доступна для верующих и долгое время была единственной в округе.
Улица Советская
Раньше улица называлась Кладбищенской, потому что именно по ней человек совершал свой последний путь на земле. Несколько узкая по сегодняшним меркам, она кажется уютной и почти домашней из-за обилия зелени по обеим сторонам. Но так было не всегда…
В книге миасского писателя Бориса Миронова «Война была еще вчера» читаем: «В начале 40-х годов Миасс, как и все уральские города (за редчайшим исключением), был без зелени: деревья и кустарники здесь не принято было сажать. «Зачем нам сажать у домов деревья, если вокруг леса?» — рассуждали уральцы».
Ситуация резко изменилась, когда началась война и в город хлынули люди, эвакуированные вместе с предприятиями из Москвы и западных регионов России. В 1949 году, по словам Миронова, на Советской улице было трудно проехать из-за многочисленных треугольных оградок, защищающих тонкие прутики зеленых насаждений. Теперь это могучие деревья солидного возраста.
«В 60-х годах улицы старого Миасса, — продолжает писатель, — стали асфальтировать.А до того они представляли собой булыжные мостовые, которые гулко отзывались на любой проезжающий вид транспорта».
На улице Советской много старинных домов «с историей», а наиболее известен один — «дом с привидениями». Конечно, никаких привидений в доме нет и никогда не было, а жуткие звуки в нем были не более чем проделкой печника, желающего проучить недобросовестного заказчика его услуг. Однако слава о «страшном доме» до сих пор живет, что доставляет его жителям лишние хлопоты.