8 июля 1944 года с конвейера «УралЗиСа» сошла военная модификация автомобиля «ЗиС-5В», впоследствии ставшая основой для собственных разработок Уральского автозавода. Это была и легендарная «эмка», и многочисленное разнообразное семейство «Уралов», работающих в различных отраслях народного хозяйства и силовых структурах.
Первый рейс «Захара»
Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В» сошел с конвейера эвакуированного из Москвы завода 8 июля 1944 года. «При огромном стечении автозаводчан автомобиль «коснулся передними колесами площадки, спрыгнул с рельсов и пошел в ворота… Кто-то плакал, кто-то смеялся, и все тянулись к автомобилю, ибо каждый видел в этом грузовике долю своего труда», — так описал очевидец пуск первого грузовика. «Первенец» с номером 0001 в торжественной обстановке в атмосфере всеобщего ликования вывел из проходной один из лучших рабочих Московского автомобильного завода Дмитрий Фролович Колесов. Сегодня его имя носит одна из улиц Миасса, есть в Миассе и улица 8 Июля.
«Эх, дорожка фронтовая…»
Трехтонный автомобиль «ЗиС-5В» — двухосная бортовая машина с колесной формулой 4×2 грузоподъемностью 3 тонны — один из основных советских автомобилей времен Великой Отечественной войны, второй по массовости после ГАЗ-АА грузовик военных лет. С 1933 года «ЗиС-5В» производился в Москве на автомобильном заводе имени И. В. Сталина, во время войны упрощенная версия «ЗиС-5В» выпускалась на самом заводе ЗиС, а также с 1942 по 1944 гг. — в Ульяновске («УльЗиС»). Позже в Миассе («УралЗиС») на эвакуированных из Москвы на Урал автомоторном и литейном производствах завода имени Сталина. В годы войны автомобиль был одинаково востребован на фронтовых передовых и в тылу. Уже 20 июля 1944 года первая партия автомобилей Уральского автозавода была отправлена на фронт.
30 сентября с конвейера сошел тысячный автомобиль. В целом за время войны заводской коллектив дал фронту и народному хозяйству несколько тысяч автомобилей.
Новые и надежные
В дальнейшем на автозаводе «УРАЛ» конструкция автомобиля прошла несколько этапов модернизации: на машину были установлены гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный водяной насос, новый держатель запасного колеса и др.
В конце 40-х годов прошлого века автомобиль стал называться «ЗиС-5М» (модернизированный). В послевоенные годы завод выпускал двухосные автомобили собственной разработки: газогенераторный «ЗиС-21А», «УралЗиС-353М», покоритель целины «УралЗиС-355М». Каждый из этих автомобилей стал определенной вехой в истории создания техники марки «Урал».
Cоздавая будущее
Сегодня коллектив Автомобильного завода «УРАЛ» разрабатывает и выпускает современную технику повышенной грузоподъемности, оснащенную новой агрегатной базой, сохраняя традиционные внедорожные качества, которыми славится легендарная марка «Урал». Завод уделяет большое внимание модернизации продуктовой линейки и улучшению потребительских свойств автомобилей. Результатом этой работы стал «Урал NEXT» — автомобиль нового поколения. Новый грузовик и постоянно расширяющаяся гамма спецтехники на его базе были представлены широкой общественности в 2015-16 гг. на международных специализированных выставках «Строительная техника и технологии» и «Комтранс». «Урал NEXT» позволит увеличить долю «Урала» на российском рынке тяжелых грузовиков. Новинка отличается современным внешним обликом и интерьером, комфортабельной кабиной, легкостью в управлении, улучшенными потребительскими
свойствами — повышенными маневренностью и ресурсом, сниженным расходом топлива. Современный кабинный модуль «NEXT» установлен на глубоко модернизированное шасси с высокотехнологичной агрегатной базой. Грузовики «Урал NEXT» расширяют модельный ряд автомобилей «Урал», выводя их на новый уровень надежности и комфорта. Автомобили этого семейства ждут клиенты во всех отраслях, где традиционно применяются «Уралы»: в строительстве, нефтегазовом и лесопромышленном комплексах, горной промышленности, коммунальном хозяйстве и др.
Везде и всюду
Сегодня, спустя 72 года, автомобили «Урал» по-прежнему востребованы во всех отраслях промышленности и народном хозяйстве страны. Благодаря высокой проходимости, эксплуатационной надежности и многофункциональности «Уралы» работают там, где другим машинам проехать не под силу. Там, где надо тушить лесные пожары, спасать людей, строить и развивать инфраструктуру.