Cегодня, 6 июля, — Аграфена-купальница, канун праздника Ивана Купалы, ивановские ночи.
В этот день можно было начинать купаться. По обычаю, все должны были искупаться в воде — от младенцев до древних стариков. До Аграфены люди старались без нужды даже в баню не ходить. В народе про Аграфену говорят, что она сестра Ивана Купалы, и потому в этот день все усердно топят бани, парятся, моются и купаются в реке.
Женщины парятся в этот день тысячелистником, собирая его в большие пучки наподобие веников, и бьют себя ими и по спине, и по бокам. Мужчин в баню в этот день не пускают, так как в бане женщины читают специальные молитвы, заговоры и обереги на любовь. После бани подбирают с пола тысячелистник и бросают его у дома, где живет любимый, чтобы он перешагнул через эту траву.
В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте», то есть чтобы дали что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.
Вечером собирали лечебные травы, которые, по преданиям, имеют в это время наибольшую лечебную силу, и банные веники.
По свежим веникам гадали и в день Аграфены, и на Ивана Купалу. Став спиной к бане, девушки старались перекинуть веник через ее крышу и по тому, куда он падал комлем, определяли, в какую сторону предстоит идти замуж.
На Среднем Урале веник после парной клали на крышу бани и на следующее утро примечали: если листья засыхали, следовало ждать какую-то неприятность, вплоть до смерти. Нередко веники бросали в воду и наблюдали: если тонул — жди в скором времени смерть, болезнь, крупную беду. Чем быстрее плыл веник по реке, тем скорее гадающая девушка выйдет замуж.
В ночь на Ивана Купалу можно было найти в лесу черную папорть — мистическую и наделяемую магическими свойствами разновидность папоротника. В этот вечер собирали также одолень-траву (белую кувшинку), чтобы при случае взять ее с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.
На Аграфену проводили обряд выкатывания ржи: для этого выходили в поле и катались по колоскам, придавая зерну особую крепость, а земле — плодородие.
На завтрак в этот июльский день хозяйки готовили обетную кашу из толченого ячменя, а потом угощали ею нищих и странников. Кроме того, крестьянки на Аграфену варили все яйца, которые только могли найти в доме, полагая, что после этого куры станут лучше нестись.
В Костромской губернии девицы собирались у кого-либо из подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варили кашу и вечером ели ее, приправленную коровьим маслом. Потом снимали с телеги переднюю ось с колесами и оглоблями, по очереди садились на нее и возили друг друга по селению и полям, распевая песни до утренней зари. В заключение умывались росой в уверенности, что она приносит здоровье и красоту.
В этот день принято было класть на порог и на подоконники пучки крапивы, чтобы в дом не проникла разгулявшаяся на Ивана Купалу нечистая сила. От происков злых духов оберегали и молодые деревца осины, которые срубали и ставили у ворот или у входа в хлев.
Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый, при этом приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» Еще в полночь рвали букет, клали под подушку, а утром проверяли: если набралось среди них 12 разных, значит в этом году замуж выйдешь.