Закон о банкротстве физических лиц вступил в силу 1 октября прошлого года. Несмотря на свою «молодость», он стремительно набирает популярность у россиян, задолжавших банкам крупные суммы. О том, для кого банкротство может стать реальным спасением, а кому проще все же выплачивать кредиты, рассказал руководитель юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин.
Закон в действии
Действительно, «молодой» закон о банкротстве физлиц еще не обрел достаточной судебной практики. Тем не менее в кризисное время россияне видят в банкротстве едва ли не единственный путь избавиться от долгов. И многим это действительно удается!
Юридическая компания «Гаврюшкин и партнеры», имея большой опыт в ведении дел о банкротстве юрлиц и предприятий, ликвидации предприятий при всяких нестандартных ситуациях, все равно долго и серьезно готовилась к работе с физлицами — обычными людьми. Сразу стоит оговориться, что банкротство физлица и, скажем, ИП — процедуры абсолютно разные, смешивать их нельзя ни в коем случае.
Итак, физические лица. По закону для того чтобы объявить себя банкротом, нужно задолжать в общей сложности больше 500 тысяч рублей. Но тем, у кого есть хоть какой-то источник дохода (например, пенсия), долг, скорее всего, реструктуризируют, то есть просто растянут выплату по времени, оставив сумму той же. Тем не менее, отмечает Сергей Гаврюшкин, для тех, кто действительно оказался в тяжелой жизненной ситуации (потеря работы, болезнь родственника), банкротство — реальный правовой способ решить проблему. И такие успехи в практике компании «Гаврюшкин и партнеры» уже есть: банки идут на мировое соглашение, и человеку остается выплатить, скажем, только 10% от долга. Но подходить к вопросу нужно основательно.
Обман — себе дороже
Первое, что нужно понимать, — сама процедура банкротства обойдется недешево. С фирмами, которые предлагают провести дело за 20-30 тысяч рублей, не стоит и связываться.
— Такие фирмы будут вести клиента только до первого судебного заседания, — говорит Сергей Гаврюшкин. — Суд объявит человека банкротом, но это означает лишь начало процедуры, вся работа начинается потом. А юрист уже пропал, и человек остается ни с чем. Реальная же стоимость полноценной процедуры банкротства — 180-200 тысяч рублей.
Очень важно и то, кто будет финансовым управляющим, — по сути, «хозяином» процедуры. Именно от него зависит конечный результат. Кроме того, процедура банкротства — не только дорогая, но и сложная. Это и мудреный порядок возбуждения дела, и сбор большого количества справок и документов. Усложняют задачу и судьи, поэтому без юриста просто не обойтись.
— Суды очень часто будто сопротивляются процедуре банкротства, делают ведение дела еще более муторным, словно судьям дано такое указание, — констатирует Сергей Гаврюшкин.
К слову, обращаясь за помощью к юристу, нужно быть предельно честным. Не стоит утаивать историю возникновения долга, какое-либо имущество, даже долевое. Да и сами кредиты должны быть получены без нарушений. При рассмотрении дела все это «всплывет», и тогда процедура, за которую уже заплачены деньги, пройдет вхолостую. Закон не защищает тех, кто получает кредиты
мошенническим путем.
Главное — решиться
Стоит сказать, что заявить о банкротстве можно в отношении как самого себя, так и другого, например, бизнесмена или госслужащего, задолжавшего кучу денег, но утверждающего, что денег нет. Судебные приставы против него не пойдут, а вот подать на банкротство и «пристегнуть» к нему арбитражного и финансового управляющего — реальный выход, поскольку эти сложности должнику точно не нужны, и он, скорее всего, найдет способ рассчитаться.
— Не секрет, что решения судов у нас в стране исполняются плохо, и зачастую работу приставов выполняют коллекторы, — отмечает Сергей Гаврюшкин. — Поэтому благодаря закону о банкротстве физлица могут не только освободиться от долгов, но и взыскать свои долги с другого лица. Такие случаи у нас были. Например, работница, занимающая высокий государственный пост, была должна нашему клиенту больше полумиллиона рублей. Мы только подали заявление о ее банкротстве, и уже через два дня она вернула все деньги. Ведь если бы дело было возбуждено, ее бы моментально уволили с должности.
Таким образом, банкротство физлиц является вполне реальным, но только для тех, кто действительно оказался в безвыходной финансовой ситуации. Бояться, подчеркивает Сергей Гаврюшкин, не нужно, ведь время идет, судебная практика нарабатывается, закон апробируется, и спорных моментов становится все меньше, а шансов избавиться от неподъемных долгов и вернуться к полноценной жизни — все больше.