По оценкам респондентов, темп роста цен на основные продукты и услуги год назад был заметно выше, чем в настоящее время, исключением является ситуация с горючим. На большую часть товаров, по оценкам более половины опрошенных, цены по-прежнему растут.
В первую очередь, граждане, ведущие домашнее хозяйство и занимающиеся покупками, отмечают повышение стоимости овощей и фруктов (77%, в том числе 40% говорят о существенном росте) — индекс роста цен* по данной категории товаров в апреле составил 56 пунктов (далее п.) (против 70 п. в апреле 2015 г., при диапазоне от -100 до 100).
Также довольно ощутимым является подорожание мяса — его заметили 68% (в том числе 30% сказали о значительном росте), индекс 47 п. и молочных продуктов — 70%, индекс 45 п. Для сравнения, год назад соответствующие показатели составляли 68 и 59 п. Рост ценников на хлеб фиксируют 63% опрошенных, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, индекс 39 п. (для сравнения, апрельское значение 2015 г. — 52 п.), на сахар — 58%, 38 п. (год назад — 58 п.), на крупы и макароны — 57%, 36 п. (с 55 п.).
Среди услуг и непродовольственных категорий товаров чаще всего говорят о подорожании коммунальных платежей (70%, в том числе 35% — существенный рост), показатель роста цен составляет 51 п. (от значения годичной давности — 54 п. — он отличается незначительно). Две трети (64%) отмечают повышение цен на бензин (индекс 47 п. — против 42 п. в апреле 2015 г.). Наименее существенным, по оценкам респондентов, стало повышение цен на проездные билеты — его ощутили 44% (индекс 30 п. — ниже показателя годичной давности — 37 п.).
Данные комментирует ведущий эксперт-консультант Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб ВЦИОМ:
«Падение реальных доходов остаётся для большинства россиян наиболее болезненным проявлением кризиса. Несмотря на то, что рост цен замедлился, общественное сознание продолжает воспринимать его очень остро. Это — одно из наиболее ярких проявлений запаздывания в отражении общественным сознанием реальных экономических процессов».
*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу «Цены значительно снизились» присваивается коэффициент (-1), ответу «Цены снизились, но незначительно» коэффициент (-0,5), ответу «Цены выросли, но незначительно» 0,5, ответу «Цены значительно выросли» 1, ответу «Цены не изменились» 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23-24 апреля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?
(закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупками продуктов и ведением домашнего хозяйства) |
||||||||
Цены значительно снизились |
Цены снизились, но незначи-
|
Цены не измени-
|
Цены выросли, но незначи-
|
Цены значи-
|
Затруд-
|
Индекс* |
||
Овощи и фрукты |
IV.16 |
1 |
3 |
13 |
37 |
40 |
6 |
56 |
IV.15 |
1 |
2 |
9 |
27 |
58 |
3 |
70 |
|
Комму-
|
IV.16 |
1 |
1 |
22 |
35 |
35 |
6 |
51 |
IV.15 |
1 |
1 |
21 |
35 |
38 |
4 |
54 |
|
Мясо и мясопро-
|
IV.16 |
1 |
3 |
18 |
38 |
30 |
10 |
47 |
IV.15 |
1 |
1 |
10 |
30 |
54 |
4 |
68 |
|
Бензин |
IV.16 |
1 |
0 |
6 |
32 |
32 |
29 |
47 |
IV.15 |
1 |
1 |
15 |
28 |
29 |
26 |
42 |
|
Молочные продукты |
IV.16 |
1 |
2 |
20 |
47 |
23 |
7 |
45 |
IV.15 |
1 |
1 |
13 |
42 |
39 |
4 |
59 |
|
Хлебобу-
|
IV.16 |
1 |
1 |
32 |
46 |
17 |
3 |
39 |
IV.15 |
0 |
1 |
18 |
47 |
29 |
6 |
52 |
|
Сахар |
IV.16 |
1 |
3 |
27 |
35 |
23 |
11 |
38 |
IV.15 |
1 |
3 |
14 |
30 |
45 |
7 |
58 |
|
Крупы, макароны |
IV.16 |
1 |
1 |
33 |
39 |
18 |
8 |
36 |
IV.15 |
0 |
2 |
17 |
37 |
37 |
7 |
55 |
|
Стоимость проезда в обществен-
|
IV.16 |
0 |
1 |
34 |
28 |
16 |
21 |
30 |
IV.15 |
1 |
1 |
31 |
31 |
23 |
13 |
37 |
По материалам сайта www.wciom.ru
Фото www.wciom.ru