Чем старше мы становимся, тем больше дорожим историей семьи, тем больше нам хочется знать, что такого особенного было в наших отцах и матерях, что не сломались они в годину страшных военных испытаний, выжили, победили, не разучились радоваться жизни.
Дочь солдата Мария Павловна Лежникова захотела поделиться с нами воспоминаниями об отце и о своем военном детстве.
— Мой отец, Павел Иванович Тиунов, был призван на фронт 5 января 1943 года миасским РВК Челябинской области. В то время мы жили в поселке Ленинск. Зима была лютая, мороз доходил до минус 50 градусов. Транспорта, чтобы добраться до вокзала, не было, пришлось ему идти пешком. Остались на руках у мамы четверо детей — три дочери, 13, 11, 7 лет, и пятилетний сын.
Был сильный голод. Хлеб выдавали по карточкам и не каждый день. В очереди приходилось простаивать не по одному дню. Питались в основном овощами с огорода. Весной на полях собирали гнилую картошку и колоски, пекли лепешки. Все время хотелось спать. Мама, придя с работы, сначала тормошила нас по очереди, чтобы узнать, живы ли, а потом кормила тем, что добыла.
Каждый день, встав на колени, мы молили Бога, чтобы наш папа остался жив и дошел до Берлина.
Был он связистом. Рассказывал позже, что, когда шел в бой, тоже молился, просил не лишать его жизни ради детей.
В 1944 году нам пришла похоронка. Мама три дня не вставала с постели, и мы рядом с ней горько оплакивали отца. Через некоторое время от отца пришло письмо: как оказалось, похоронка была ошибкой.
В том же году мама, забрав нас и нехитрый скарб, перебралась к друзьям в Ильменский заповедник, устроилась на работу в пожарную часть дежурной телефонисткой.
Именно она первой приняла известие о конце войны. Люди на улице ликовали, обнимались, а когда начали возвращаться с фронта солдаты, мы всем бараком встречали их со слезами радости.
Отец вернулся домой в октябре 1945 года, пройдя Сталинградскую битву, Кенигсберг, Польшу, Берлин. По счастью, он не имел серьезных ранений, только контузию.
Рассказывая нам о битве под Сталинградом, всегда плакал. «Это было такое сражение, — говорил, — что земля горела».
У отца были награды, но самой важной и значимой он считал медаль «За боевые заслуги». В боях за взятие Кенигсберга и освобождение от фашистов Земландского полуострова проявил самоотверженность, не отдыхая несколько суток, работал санитаром-носильщиком, эвакуировал в тыловой госпиталь более 500 человек раненых бойцов.