На праздновании 60-летия школы № 60 была заложена «капсула времени». И мало кто в городе знает, что впервые подобное действо состоялось в 1970 году, когда в стену нового школьного здания на станции Миасс-2 замуровали шкатулку с лучшими сочинениями, стихами, фотографиями учеников, школьными и местными газетами, пожеланиями.
60 лет — не так уж и много, но эти годы вместили в себя удивительные (если не сказать, уникальные) события, каждое из которых может стать изюминкой любой школы. А если «изюма» много?..
Изюминка № 1: музей
Не найти больше в городе такого школьного музея, основу которого составили бы творческие работы учеников в техниках маркетри, паркетри, чеканки, инкрустации, интарсии, мозаики. Здесь даже книга отзывов оформлена в резной деревянный переплет!
А началось все в 1978 году, когда в школе начал работать кружок резьбы по дереву под руководством бывшего выпускника, учителя труда (а позже и директора) Владимира Симонова. Год от года мастерство мальчишек росло, и спустя почти 20 лет открылся ученический музей. К тому времени его экспонаты заслужили не один десяток медалей ВДНХ.
И сегодня этот музей, официально зарегистрированный в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения и имеющий соответствующий документ, заставляет ахнуть каждого, кто только перешагнул порог, потому что сотворенные мальчишескими руками панно отнюдь не выглядят ученическими работами: это работы мастеров, вдохновенные и предельно искренние.
Изюминка № 2: обелиск
Кто-то сочтет, что обелиск — это слишком громко сказано. Да, возможно, масштабы не те. Но тут важен не размер, а тот творческий порыв, который охватил когда-то директора школы Александра Голодова и его учеников, и вылился, в конце концов, в создание единственного в своем роде памятника павшим на полях сражений железнодорожникам.
В год 20-летия Победы на митинге сдернули шелковое покрывало, и все увидели бетонную стелу, на которой покоился земной шар, а на нем — голубя, символ мира.
Создателем памятника был сам директор («архи-тектором-любителем» назвала его тогда газета «МР»), голубя лепил 10-летний… Володя Симонов (будущий учитель Владимир Федорович Симонов), а ребята, помогавшие в создании обелиска, в течение дня, сменяя друг друга, несли вахту почетного караула.
Увы, то ли время постаралось, то ли чужие руки, но сегодня на обелиске нет ни голубя, ни земного шара, ни мозаичного красного знамени…
Говорят, что обелиск был построен на деньги за собранный металлолом и макулатуру, а рапорт о проделанной работе школьники отправили маршалу Баграмяну и получили от него ответ.
Изюминка № 3: парк Победы
Школе № 60 всегда везло и везет на директоров. Больше всего легенд и добрых традиций связано с именем Александра Голодова («Бородой» называли его дети, а он это знал и не обижался).
В том же 1965 году ученики под руководством директора заложили сквер Победы, посадив 100 тополей, берез, сосен, 400 кустов акации, сирени, черемухи, рябины, вишни, а через пять лет, к 25-летию Великой Победы, — еще три тысячи деревьев напротив обелиска, в районе станции Миасс-2 (к сожалению, выжили далеко не все).
Но и это еще не все. В школьном дворе ребята разбили огромный цветник, а возле здания посадили 25 кленов, 25 вишен,
20 яблонь, 100 кустов малины, 2 груши, 35 кустов сирени.
Изюминка № 3: скульптуры
«О каких скульптурах речь, и при чем тут школа?» — спросит дотошный читатель.
Дело в том, что когда-то на территории крошечного поселка Миасс-2, около станции, был фонтан — сказочная Щука, а рядом со школой стояли скульптуры. У того крыла, где занимались малыши, — Буратино, а на другой стороне, где учились старшеклассники, — бюст юного героя гражданской войны Феди Горелова, памятник Ленину и… шалаш в Разливе (старшему поколению не надо объяснять, что это такое).
Все эти работы — дело рук директора школы № 60 Александра Голодова, неутомимого творца и выдумщика.
И снова приходится признать: не умеем мы хранить то, что так бережно создавалось руками старшего поколения. Нет сегодня в поселке скульптур (кроме Ленина, осевшего в школьном музее). Осталась только память о них да о чудо-директоре, который оборудовал радиоузел, построил географическую площадку, украсил школу тремя сотнями горшков с цветами и… выращивал в учительской огромные, сладкие мандарины из семечек фрукта, который кто-то из учеников привез из
Туркмении.
По воспоминаниям завуча школы Г. Калько, Голодов был «учителем по образованию, воспитателем по призванию, художником по натуре и образцом того, как надо жить и работать».
Изюминка № 4: Куба и Кастро
В мае 1963 года четвероклассники школы № 60 послали на остров Свободы посылку и письмо вождю кубинской революции Фиделю Кастро. Через полгода почтальон принес в школу ответ с Кубы.
Школьники обрадовались, обнаружив в гербовом пакете с печатями фотоальбом «Куба до и после революции», брошюру с текстом речи Фиделя Кастро, национальный флажок Кубы и письмо… на испанском языке.
Как его прочесть? В Миассе такого человека не нашлось. Зато он нашелся в Челябинске на заводе имени Колющенко. Конструктор Л. Левандова перевела текст письма, в котором Рауль Кастро передавал революционный привет от Фиделя и сообщал, что письмо юных миасцев передано кубинским детям. На прощание Левандова подарила ребятам испанско-русский словарь для будущей переписки.
И еще фунт «изюма»!
«Мал золотник, да дорог», — говорят в народе. Небольшая школа в поселке Миасс-2 — настоящая сказочная страна, в которой не только сажают яблоневые сады (традиции своих предшественников продолжает нынешний директор Галина Решетова), но и растят знаменитых на весь мир выпускников. Один из них — Константин Пономарев, профессиональный боксер, на счету которого 30 побед и ни одного поражения.
— Несмотря на то, что мне пришлось поменять несколько школ, — признался Костя в один из недавних своих приездов, — именно в «шестидесятке» я обрел настоящих друзей. Любимой школе хочется пожелать талантливых учеников и процветания!