Хорошо ли ты, читатель, знаешь свой город?.. Предвижу ответ: «Конечно, я ж тут родился и каждый закоулок знаю как свои пять пальцев!» Но так ли это?..
Закоулок для прогулок?
Занесло меня недавно в один такой таинственный «закоулок» — поселок Миасс-II. О нем многие, конечно же, слышали, а кто-то даже и видел, но вряд ли эти «видящие» и «слышащие» (жителей района не берем в расчет!) имеют представление о том, откуда этот поселок вообще взялся.
На золоте вырос?.. Нет. Полезными ископаемыми богат?.. Тоже нет. Может быть, это курорт или месторасположение крупного промышленного предприятия?.. Нет, нет и нет! А что же тогда?
От поисковиков школы № 60 Анастасии Щербининой, Кирилла Пермякова и руководителя школьного музея Евгении Ивановны Копыловой нам удалось узнать необычную историю этого крошечного поселка.
Ударная комсомольская
Сегодня здесь высятся корабельные сосны, а в середине прошлого века были болото, пустырь да редкие перелески. Кому пришло в голову селиться здесь, а главное — зачем?..
А вот зачем. Еще в 1940 году в Учалах открыли крупное месторождение рудных пород, началась их разработка, но грянула война. В послевоенные годы, вплоть до 1954 года, здесь добывали только золото. Однако заводы Урала нуждались именно в медной руде, доставить которую можно было только по железной дороге.
Советское правительство приняло решение создать железнодорожную ветку Миасс — Учалы, стройку объявили Всесоюзной ударной комсомольской.
По комсомольским путевкам приехали сюда более 150 молодых людей – в основном из Калужской и Пензенской областей: плотники, маляры, кровельщики, трубоукладчики.
60 лет назад…
В Википедии читаем: «Миасс II — железнодорожная станция третьего класса Златоустовского отделения Южно-Уральской железной дороги. Имеет грузовое и пассажирское значение, связана пригородными поездами с Миассом, Златоустом и Учалами, ранее была связана поездом дальнего следования № 607/608 с городами Республики Башкортостан и горнозаводской зоны Челябинской области. С лета 2008 года поезд отменен».
Все, казалось бы, ясно, а не хватает только одного — информации о людях: как жили? что строили?
В мае 1955-го началось строительство земляного полотна под руководством инженера А. Л. Осипова. Строительная бригада во главе с прорабом П. Е. Круповяткиным взялась за сборно-щитовые жилые домики, а в 1958 году восстановительный поезд № 119 занялся возведением жилых и культурно-бытовых зданий, а также укладкой пути.
2 декабря 1956 года железнодорожная линия Миасс — Учалы и станция Миасс-II были сданы в эксплуатацию, так что нынешний год для них — особенный, юбилейный.
Где готовят путейцев
Поселок рос. Как грибы после дождя появлялись дома, магазины, водонапорная башня, насосная станция, амбулатория, пекарня, библиотека, почта, вокзал, детские сады, клуб.
В 50-60-х годах здесь открылся Всесоюзный детский туберкулезный санаторий «Чайка», где лечились дети железнодорожников со всего Советского Союза. Ныне в этом здании – спальный корпус школы-интерната № 14 для ребят, чьи мамы и папы обслуживают ветку Миасс — Учалы, подолгу не бывают дома, а там, где их «дом» (маленькие станции и полустанки), нет школ.
Кстати, школа-интернат № 14 — уникальная в своем роде: здесь введена единая ученическая форма — железнодорожная, а старшеклассников готовят к поступлению в соответствующие учебные заведения.
Остались только на фото
Сегодня Миасс-II переживает не лучшие свои времена. Здание станции, когда-то нарядное и привлекательное, закрыто и заброшено. Из сотен деревьев и кустарников, высаженных учениками школы № 60 в районе вокзала рядом с памятной стелой в честь железнодорожников, погибших на фронтах Великой Отечественной (так называемый «сквер Победы»), выжили далеко не все. Фонтан «Щука», сделанный руками талантливого скульптора-самоучки, директора школы № 60 Александра Спиридоновича Голодова, остался только в воспоминаниях, как, впрочем, и другие творения его рук — памятник «Ленин в Разливе» и скульптура «Буратино».
Но остались свидетели славного прошлого поселка — старые снимки в архиве школьного музея, запечатлевшие комсомольцев-первостроителей, пионеров, учителей, которые искренне любили свой маленький уголок на отшибе города и делали все, чтобы превратить его в цветущий сад.