Сегодня, 18 апреля, Федул Ветряник (Федора Ветреница). «Пришел Федул — тепляк подул», — говорили наши предки, подметившие, что в это время обычно дуют теплые ветры. А если на этот день выпадала ненастная погода, то добавляли: «Федул губы надул».
На Федула растворяли настежь окна и заговаривали на них, чтобы в избе не остались гнилостные ветры, нечистая сила, переполохи.
Переполох — это испуг. Болезнь от него чаще всего вызывают дурной глаз или нечистая сила. Переполох представляли себе в виде живого существа, «переполошившего» человека, приставшего к нему. Заболевание смывают, «слизывают», снимают таким образом: берут лучину, зажигают спички и опускают в миску с водой. Потом идут к тому месту, где случился испуг, и произносят заговорные слова: «Двенадцать недугов, двенадцать переполохов. Денные, полуденные, нощные, полунощные. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Воду дают выпить больному.
Еще говаривали так: «С Федулова дня даже сверчок под шестком песни поет, а бабе стряпать веселее». Да и на пригорках, обласканных солнцем, уже кружатся в разноцветном весеннем хороводе первые жучки и бабочки — желтые крушинницы, белые капустницы, божьи коровки, которых дети заклинали: «Божия коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого». Кстати, «коровкой» жучок был только на Руси: англичане называли его «жуком Богоматери», французы «Божьей скотинкой», а немцы «овечкой Бога». Но все, как один, признавали за ним божественное происхождение и просили его принести с небес хлебушка.
Странное, на первый взгляд, единодушие объясняется очень просто. Ведь до сих пор у всех вышеперечисленных народов живет легенда о прекрасной жене громовержца, которая всем дорогим нарядам предпочитала красную мантию. С беспечностью первой небесной красавицы принимала она ухаживания других небожителей, за что и поплатилась.
Как-то на одном из пиров, узнав о неверности жены, в гневе подпалил громовержец свой заоблачный дворец, а жену-красавицу превратил в крошечного красного жучка, отправив на землю доживать свой век среди зеленых лугов и пастбищ. А ее бывшие воздыхатели (по некоторым версиям, ее сыновья) стали семью черными точками на когда-то шикарной алой мантии богини.
С тех пор, замаливая свои грехи, божья коровка регулярно отправляется на небеса, стараясь разжалобить бывшего мужа, а заодно, сама познав горе и отчаяние, передает ему просьбы людей.