Покидают земные пределы пос ледние воины великой войны. В их судьбах вместилась история ушедшей эпохи. Вот одна из этих судеб.
Первый бой
Старинный город Тихвин Ленинградской области. Вековые леса вокруг города. Речка Тихвинка с коричневой водой. Древний монастырь. В одном из домов на окраине родился Германов Владимир Петрович. Семья большая: пять дочерей, четыре сына да еще два осиротевших племянника. Отец, Петр Германов, работал в леспромхозе, мать, Евдокия, хозяйничала в доме. Нелегко было прокормить такую семью. Выручал огород, все свое — картошка, капуста. Из лесу несли грибы, ягоды. Жили бедно, но дружно. Так жили многие семьи до войны.
Владимир после семилетки поступил в лесохимический техникум, потом учился на шоферских курсах в Ленинграде. В 1936 году его призвали на срочную службу — на Дальний Восток.
Обстановка на дальневосточных рубежах была сложная. В 1937 году вспыхнули бои около озера Хасан. Владимиру Германову довелось участвовать в этих боях. Он повел на передовую грузовик с противогазами и патронами. Добравшись до места дислокации дивизии, увидел, что она брошена в бой. Бойцы разобрали патроны, а Владимир, взяв винтовку, залег в цепь. Это был его первый бой.
Не отдадим врагу ни пяди!
Потом был 1939 год, бои около реки Халхин-Гол в Монголии. В 1940 году начался военный конфликт с Финляндией, и солдат не отпускали по домам. Все войска страны находились в боевой готовности.
Домой Владимир Петрович вернулся в мае 1941 года. Но отдых был недолгим. 22 июня 1941 началась война. Мужчины бросились в военкоматы. Владимир Петрович не торопился. Он знал, что уж его-то, обстрелянного, опытного бойца, призовут в первую очередь, и не ошибся. Попал Владимир на Волховский фронт во 2-ю ударную армию.
После жестоких кровопролитных боев 2-я ударная армия, неся огромные потери, оказалась в окружении. Зима в тот год выдалась ранняя, суровая, снежная. Лошади застревали в снегу, и солдаты вытаскивали их из сугробов с огромным трудом.
Не хватало оружия. Не было патронов, снарядов. Но армия дралась, не уступая без боя врагу ни пяди земли.
Оружие добывали в бою
По утрам старшина выдавал каждому солдату по сухарю и кусочку сахара, а еще давал один брикет гречневого концентрата на роту. В ведре топили снег, опускали туда концентрат — получалась горячая мутная водичка, которую солдаты хлебали вместо супа.
Командование 2-й ударной армии обратилось к командующему Г. К. Жукову с просьбой прислать самолетами оружие, снаряды, патроны. Ответ был краток: «Оружие добывайте в бою!»
Стараясь вывести остатки армии из окружения, расчистили около деревни Мясной бор в Новгородской области «коридор» шириной в 5 км. Владимир Петрович оказался в первом полку, который сумел выйти из «котла». Налетела вражеская авиация, стала бить немецкая дальнобойная артиллерия — и «котел» захлопнулся. Свыше 10 000 человек остались лежать непогребенными в новгородской земле.
За мужество и отвагу
Владимир Петрович защищал подступы к Ленинграду. Потом были тяжелейшие бои на Синявинских высотах. Его и двух его однополчан за отвагу и мужество, проявленные в боях, направили на учебу в Московское военное автомобильно-техническое училище, по окончании которой он стал кадровым офицером.
После войны о его боевом пути напоминали награды, ордена и медали. В последующие годы 9 Мая Владимир Петрович всегда поднимал первый тост за тех, кто остался лежать там, в новгородской земле.
…Владимира Германова не стало 21 апреля 2015 г.