Аркадий Новокрещенов — один из тех, кто отвечает за бесперебойную работу ТЭЦ АО «ЭнСер»
Не раз и не два, а несколько раз в день должны мы, миасцы, добрым словом вспоминать первостроителей автозавода. Ведь именно они в трудное военное и послевоенное время закладывали основы будущего развития города, и в том числе позаботились о том, чтобы и в 21 веке из крана лилась горячая вода. Причем позаботились настолько добросовестно и со знанием дела, что энергетическое оборудование 65-летней давности, отлаженное их руками, служило, служит и еще долго служить будет.
У каждого — своя роль
Предстоящий 65-летний юбилей ТЭЦ — событие важное и значимое не только для АО «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго»), но и для всех, кто пользуется ее услугами.
О том, каким образом предприятию удается десятилетиями бесперебойно снабжать город теплом и электроэнергией, мы поговорили с начальником смены ТЭЦ Аркадием Новокрещеновым.
Аркадий Евгеньевич — человек молодой, но опыта и профессионализма ему не занимать. И терпения, кстати, тоже, потому что первое, что ему пришлось сделать, — объяснить мало что смыслящему в энергетике журналисту, что такое ТЭЦ и каким образом она работает.
В конце концов, стало ясно, что теплоэнергоцентраль — это целый комплекс производств, составляющих единую структуру: химический, котельный, турбинный, электроцех. У каждого из них — своя роль в непрерывно действующей технологической цепочке, а отвечает за бесперебойную работу всей ТЭЦ начальник смены.
Все по плану
Аркадий Новокрещенов — один из четырех таких начальников. В течение 12 часов на нем лежит огромная ответственность за то, чтобы все шло по плану.
В каждом цехе есть свой щит управления, где отражается процесс работы всего производственного комплекса в соответствии с заданными режимами и графиками нагрузок. Главный же щит — у начальника смены.
— Часть параметров выводится на компьютер, — рассказывает Аркадий, — я вижу на экране все, что происходит, и при необходимости вношу свои коррективы. Работа напряженная, но с годами вырабатываются нужные навыки. ТЭЦ у нас возрастная, но на работе это не отражается, так как ремонтная служба регулярно заменяет устаревшее оборудование новым. Не перестаем удивляться запасу прочности техники послевоенного времени — видимо, тогда и стандарты были другие, и качество работы.
По-другому нельзя
В смене под началом Аркадия Новокрещенова около 30 человек, причем персонал подобран так, что рядом с опытными работниками, которые, как говорится, собаку в этом деле съели, трудится молодежь.
— Говорят, что молодежь нынче не сильно любит работать, — рассуждает Аркадий. — А я бы так не сказал. Молодежь, она ведь тоже разная бывает. Есть в котельном цехе Владимир Миронов — грамотный, квалифицированный специалист с большим стажем, а в турбинном цехе — молодой, но не менее ответственный работник Денис Бурцев. У нас не приживаются те, кто ленится, не привык к дисциплине или не хочет брать на себя ответственность. Дисциплина на ТЭЦ близка к армейской — по-другому здесь просто нельзя.
— Аркадий, как вы стали энергетиком?
— В 1996 году окончил ЮУрГУ (тогда он назывался Челябинским государственным техническим университетом) по специальности инженер-электрик, отслужил в армии и в 1999 году пришел на энергетическую службу. Петр Васильевич Гусев, бывший в те годы начальником ТЭЦ, взял меня в электролабораторию монтером, а через несколько месяцев предложил стать начальником смены ТЭЦ. Это было неожиданно, я засомневался, справлюсь ли, но дал согласие. Прошел стажировку, начал работать, справлялся. В силу производственной необходимости пришлось перейти в турбинный цех заместителем начальника. На должность начальника смены снова попал только в 2006 году. Так что нынче ровно десять лет, как я на этом месте.
Особое творчество
— ТЭЦ, как сказали, возрастная. Неужели за 65 лет ее существования не было ни одной крупной аварии?
— Не слышал об этом. Локальные аварийные ситуации порой возникают, но срыва в обеспечении города теплом и электроэнергией не было никогда.
— Вам нравится ваша работа? Ведь она такая напряженная и не позволяет ни на минуту расслабиться.
— Очень нравится. Да, она сложная. Но людям, которые у нас работают, по душе эта сложность, эта ответственность и, если хотите, связанное с ними творчество. Конечно, творческая составляющая здесь совершенно особая и заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойный производственный процесс, несмотря на какие-либо отклонения в работе оборудования. Наше творчество — техническое, и оно начинается, когда что-то вдруг пошло не так. Так что, как видите, работа на ТЭЦ только внешне кажется рутинной. На самом деле бывают моменты, где надо напряженно думать, оперативно действовать, а нестандартный творческий подход к проблеме помогает ее решить.
Лучшая агитация — родители
— Интерес к технике — это у вас врожденное или приобретенное?
— Когда я учился в школе, родители выписали журнал «Техника — молодежи», он был не такой, как сейчас, а гораздо интереснее, много любопытных тематических статей, чертежи, рассказы о технических новинках. Было время, когда я занимался в клубе юных техников в «Востоке». Все это потом, наверное, и сыграло определенную роль в выборе профессии.
— Вам повезло с мудрыми родителями и кружком юных техников. А как, по вашему мнению, можно увлечь техническим творчеством сегодняшних школьников, которые читать не любят, а нужных кружков в дополнительном образовании почти нет?
— Думаю, надо этим заниматься обязательно, молодые инженеры производству очень нужны. Было бы хорошо возродить систему детского технического творчества на базе школ, колледжей, техникумов. Что касается ТЭЦ, то здесь самая лучшая агитация — через родителей, которые рассказывают о своей работе, а в День знаний, когда открываются двери автомобильного завода для всех желающих, с гордостью показывают детям производство. Не случайно у нас в «ЭнСер» так много семейных династий.
«Профессионал Общества ЭнСер»
— Какой вы руководитель? Строгий, наверное, раз дисциплина на ТЭЦ сродни армейской?
— Скорее, мягкий, но и требовательный. Стараюсь людей не на уровне палочной дисциплины держать, а обращаться к их самосознанию. Наказаниями проблему не решить. Если человек не понимает, для чего он здесь и как много от него зависит, мы с ним просто расстаемся. Каждый должен знать свои обязанности и добросовестно их выполнять, а моя задача — не заставлять, а объяснять, помогать. Если мы тут работаем, то, значит, мы уже профессионалы. И относиться к своим обязанностям должны на высоком профессиональном уровне. Не случайно же я дорожу свидетельством «Профессионал Общества ЭнСер», которое мне вручили перед Новым годом.