На геологическом факультете ЮУрГУ есть все для учебы, работы и научных изысканий
…Младшеклассниками мы бегали в карьер на краю города, искали по заданию учителя какой-то камешек, капали на него уксус и ждали, что он закипит… Напрасно, кстати, ждали (видно, не тот камень попадался), но ощущение чуда, которое вот-вот должно случиться, помнится отчетливо. Да и сам процесс поисков в отвалах был сродни необыкновенному приключению…
Прошли годы, геологом я не стала, а вот интерес к камням и к людям романтической профессии не пропал. Накануне Дня науки довелось мне побывать на геологическом факультете Миасского филиала ЮУрГУ и своими глазами увидеть, как и чему учат будущих разведчиков недр.
Экскурс в геологию
— Хотите, я проведу вам экскурсию по нашим лабораториям и кабинетам? — первым делом спросил кандидат геолого-минералогических наук, декан геофака Вячеслав Ахсанович Муфтахов. — О нас пишут много, поэтому хотелось бы обойтись без общих слов. Лучше увидеть все своими глазами.
Конечно же, я согласилась. Честно признаюсь: мало что поняла в специфических терминах, но по-хорошему позавидовала молодежи, которая здесь учится. Библиотека — богатейшая. Фойе — одновременно и оранжерея, и минералогический мини-музей. В лаборатории термобарогеохимии — оптический микроскоп с термостоликом (уникальный прибор, который есть далеко не во всех вузах). В кабинетах — обширные демонстрационные и учебные коллекции пород и минералов.
Все — из детства
В лаборатории оптической микроскопии, куда мы тоже заглянули, увлеченно работали двое подростков.
— Это наши друзья — юные геологи из Карабаша — готовятся к олимпиаде в Москве, — пояснил Вячеслав Ахсанович.
Маленькое пояснение дало начало большому разговору о научной работе (и о подготовке к ней) в стенах факультета.
— Мы сотрудничаем со многими учреждениями допобразования Миасса и соседних городов, — рассказал В. Муфтахов. — Выезжаем к ним с лекциями, передвижными выставками, проводим на своей базе открытую Уральскую геологическую олимпиаду, куда съезжаются ребята из Орска, Свердловска, Кургана. Некоторые из них потом поступают к нам и продолжают свои научные изыскания. Впрочем, наукой занимаются в обязательном порядке все студенты и преподаватели, которые одновременно являются сотрудниками Института минералогии УрО РАН. Наш большой плюс в том, что факультет сразу создавался при поддержке института. И сейчас он предоставляет нам серьезную аналитическую базу: студенты под контролем преподавателей проводят там электронно-микроскопические, изотопные, спектральные исследования.
И заработать, и мир повидать
— Вячеслав Ахсанович, ваши выпускники, имея такие прекрасные условия для научной работы, идут прямиком в науку?
— Большинство выбирают производство, работают геологами, минералогами, на карьерах, в геологоразведочных партиях. Но кто-то, конечно же, посвящает себя науке. Например, Екатерина Паленова (на верхнем фото справа), выпускница 2010 года, которая недавно защитила кандидатскую диссертацию.
Новоиспеченный кандидат Екатерина, несмотря на столь важную веху в научной биографии, скорее, похожа на студентку — глаза веселые, шутит, улыбается. Хочется спросить, когда у девушки появилась тяга к науке, а декан подсказывает: «Спросите лучше, как она вообще в геологи попала….»
— Случайно! — смеется Катя. — Не хотела сидеть на одном месте, вот и выбрала геологию. Учиться было интересно, но до поры до времени оставалось непонятно, чем же мне предстоит потом заниматься. А после первой производственной практики (и тем более после второй, которая проходила в Бурятии и запомнилась как одно большое приключение длиной в три месяца) я наконец-то поняла, что от меня требуется, и пришла в восторг. И хотя сейчас ушла в науку, моя работа все равно связана с производством, и на полевые работы езжу с огромным удовольствием. Студентам не устаю повторять, что геология — прекрасная профессия, в которой и заработать можно, и мир повидать.
Фойе геофака — своеобразный минералогический мини-музей.
Изучим «черного курильщика»
Втроем идем в соседний корпус смотреть музейные витрины геологического факультета. Увиденное впечатляет.
Несколько полок в застекленном шкафу заняты учебниками, пособиями, методическими разработками, авторами которых являются преподаватели геофака (каждый из них имеет ученую степень). Гигантская карта мира испещрена значками, обозначающими места работы студентов и педагогов. На развороте стенда, открывающегося подобно книге, — вся история создания и развития факультета.
В отдельной витрине отмечены основные направления научной деятельности преподавателей факультета: «черные курильщики» (так называются сульфидные трубы на дне океанов, выбрасывающие воду черного цвета температурой в 350-400 градусов Цельсия), геоархеология и минералогия. Ученые, работающие по этим темам, умеют заинтересовать студентов своими исследованиями — и мало кто из молодых остается равнодушным к поискам и открытиям столпов науки.
Самая любопытная для потенциальных абитуриентов витрина — та, где выставлено полевое снаряжение и оборудование геолога: лупа, компас, геологический молоток, полевая сумка, микроскопы, полевая книжка.
P.S. …Эх, где мои 17 лет? Сейчас бы сумку на плечо, молоток в руки, резиновые сапоги, штормовку — и в экспедицию!..А может, все-таки лучше заняться наукой?