Зная о количестве прожитых юбиляром лет, можно было представить виновницу торжества какой угодно, но только не такой, какой она предстала перед своими гостями…
Дверь открыла стройная, с королевской осанкой женщина в ярком, модном платье. «Вы Нина Степановна?» — «Да, это я!» — и легко, очаровательно, как-то очень молодо улыбнулась. И в свете этой удивительной улыбки, согревшей собравшихся на торжество дочерей, внуков и правнуков, отразилась нелегкая судьба женщины-труженицы.
Я в конструкторы пойду!
Как многие ее ровесницы, Нина Степановна Алешина не очень любит откровенничать. Но в честь праздника, поддерживаемая любящими дочерями Натальей и Галиной, прибывшими из дальних краев — из Москвы и Крымска, она согласилась рассказать о себе.
— Пришли к нам весной 1944 года прямо на занятия (наш автомеханический техникум располагался тогда в Симоновском особняке) и сказали: «Бегите домой, берите паспорта, сейчас за вами придет машина, поедете на завод!» Привели нас, третьекурсников, в дощатый барак (отдел кадров), раздали анкеты, а в них вопрос: «Кем хотите работать?» — и перечислены специальности: технолог, конструктор и прочие. Я понятия не имела, что это за работы такие, и записалась на конструктора. Всю жизнь конструктором и проработала на автозаводе, только места трудовой деятельности меняла: инструментальный цех, модельный, отдел главного энергетика, СКБ — и снова к энергетикам вернулась. Проектировали мы газопровод, печи, газовые разводки, порой нас как контрольных мастеров посылали по цехам, а иногда лампочки заставляли считать — горят или не горят.
В 1981 году ушла Нина Степановна на заслуженный отдых, но долго сидеть дома не пришлось: вышел указ о том, что пенсионеры, дополнительно проработавшие четыре месяца, получат хорошую прибавку к пенсии. Пошла она почтальоном в узел связи, носила корреспонденцию (раньше много газет и журналов выписывали!), но тут заболел муж. Пришлось уволиться и ухаживать за ним…
Везде в победителях
— Вы только не думайте, что мама тогда поставила крест на своей активной деятельности, — вступила в разговор старшая дочь именинницы Наталья. — Видите плюшевого мишку на кресле?.. Его маме с благодарностью подарила первая группа казахских туристов, приезжавших к нам по маршруту выходного дня. Поясню: в то время я заведовала бюро путешествий и экскурсий и позвала маму к себе групповодом. Она справлялась замечательно! Работая на приеме групп, встречала их специальным «хлебом гостеприимства» и приветствием на языке приехавшего народа (а у нас бывали туристы из Каунаса, Литвы, Эстонии, Узбекистана, Алма-Аты). В качестве же групповода «на отправке» мама объехала все регионы, с которыми работало Миасское экскурсионное бюро. Однажды даже попала в непредвиденную ситуацию: Алма-Ату заливало дождем, автобус с туристами буксовал, увязал в грязи, ехать было небезопасно, и маме пришлось срочно разрешать эту ситуацию, устраивать группу на незапланированный ночлег. Туристы потом говорили, что сердечней и заботливей человека не встречали, и писали благодарности в городскую газету.
— Жаль, газета не сохранилась, — сетует Нина Степановна, а дочь с гордостью продолжает:
— Считаю, что мама — женщина героическая, которая никаких трудностей не боялась и отовсюду выходила победителем. А ведь жизнь была тяжелой — голодное детство, нелегкая трудовая юность… Все то, чего достигли мы, ее дочери, — только мамина заслуга.
Если бы не эта трава…
Рассказ прервался приходом сотрудников АО «ЭнСер», которые вручили виновнице торжества цветы, подарки, приветственный адрес, расцеловали счастливую именинницу и пожелали ей от имени генерального директора предприятия Сергея Понамарева здоровья и долгой, счастливой жизни.
Позже, за столом, разговор стал более душевным и откровенным.
— Нас у матери было двенадцать, — рассказывала Нина Степановна,— и выжили только семеро, шесть девок и парень. Родилась я в деревне Ступино, и отец всегда шутил, что, мол, «Ступинский городок — Подмосковья уголок». И правда, под Москвой есть поселок Ступино. Помню голод, кушать было нечего, старшие дети уехали в Миасс на заработки. Туда же подался и отец. Мать сушила лебеду и пекла из нее лепешки, добавляя щепотку муки. Мы плакали и просили: «Ты маленькую испеки, но без травы!» А мать, плача, отвечала: «Да если бы не эта трава, вы бы давно все умерли с голодухи!» Потом семья перебралась в Миасс, и однажды, когда родители ушли в церковь, мы залезли в сундук, вытащили сушеную лебеду и разбросали по двору!.. Мать только ахнула: «Что же вы наделали?..»
Легенда о дедовом бушлате
Замуж Нина Степановна вышла за москвича, прибывшего вместе с эвакуированным заводом. Муж попался заботливый, умный, играл на пианино, любил охоту и рыбалку, обожал дочерей, которые переняли его музыкальные способности: младшая, Галина, стала профессиональным музыкантом, а старшая, хоть и не сделала музыку своей профессией, прекрасно поет — и не только на русском языке.
В память об отце Наталье достался отцовский бушлат, с которым связана почти мистическая, но вполне реальная история: во время страшного наводнения 2012 года в Крымске сын Натальи спас 12 терпящих бедствие людей, и в том числе детей, которых заворачивал в дедов бушлат. Потом течение унесло реликвию, однако спустя время бушлат нашелся, немало пострадавший к тому времени от воды.
«Твой волшебный огонек»
Разговор продолжается. Нина Степановна с удовольствием вспоминает забавную историю, когда в доме появилось сразу два пианино: так получилось, что подошла очередь на него сразу и в Миассе, и в Москве. Пришлось срочно занимать деньги и покупать оба, а уж потом думать, куда пристроить один из дефицитных музыкальных инструментов.
— Спой что-нибудь! — просит юбилярша Наталью, и та мягко запевает что-то по-грузински, пояснив: «Любимая песня Сталина…»
— А перевод такой, — подхватывает Галина, — «Ой, Светлана-Светлячок, манит взоры твой полет, твой волшебный огонек мне покоя не дает…»
Глядя на детей, Нина Степановна припомнила, как когда-то с двумя малышками на руках думала: «Мне бы хоть до пятидесяти дожить, чтобы успеть девчонок на ноги поставить…»
И вот уже за плечами славных 90, рядом с ней — красивые, состоявшиеся, уверенные в себе дочки, внучка Ирина, двое правнуков, а издалека (она чувствует это) несется поток любви и ласки от остальных внуков и правнуков.
…В переводе с древнееврейского Нина — Богом милованная. Нет, не зря все-таки Нину Степановну Алешину родители назвали этим красивым именем. Чем еще, если не милостью Божьей, объяснить ее счастливую, несмотря на перенесенные тяготы, судьбу?…
К фото: Сотрудники АО «ЭнСер» Светлана Лилина и Марина Арефьева вручили имениннице цветы и подарки.