Под рубрикой «Приоткрывая тайны» в «МР» № 63 от 27 августа 2015 г. была опубликована заметка об эвакогоспитале № 3047, прибывшем в Миасс из Костромы в 1942 году.
Сотрудники музея со страниц газеты просили горожан, располагающих какой-либо информацией о нем, поделиться имеющимися знаниями, так как в музейных архивах не было ничего, что могло бы хоть как-то пролить свет на пребывание госпиталя в Миассе.
Увы, кроме одной пожилой женщины, с которой толком-то и пообщаться не получилось, никто не откликнулся… Но расстраивались мы зря.
С Красным крестом и фотоаппаратом
В начале декабря в редакцию позвонил мужчина из Якутска и сообщил, что его дед Константин Доброхотов был начальником того самого костромского эвакогоспиталя № 3047. Внук пообещал прислать копии документов, а чтобы ожидание посылки не слишком утомило нас, посоветовал заглянуть в Интернет…
Открыв рекомендованные Владимиром Николаевичем сайты, мы, можно сказать, потеряли дар речи, потому что Константин Доброхотов предстал перед нами личностью необыкновенной.
Военный врач 46-й парковой артиллерийской бригады, участник трех войн (первой и второй мировых и гражданской), оказался на редкость талантливым фотографом.
Как «Кodak» врачам покорился
В конце XIX века купить фотокамеру могли позволить себе только профессионалы или богатые чудаки. В 1900 году благодаря Джорджу Истмену, выпустившему первые пленочные камеры «Кodakъ», искусство фотографии стало доступно и для любителей.
В России складной карманный аппарат «Кодакъ» можно было купить за 35 рублей. Сумма не маленькая, но и не запредельно большая. Тем не менее любительская фотография покорялась не всем: аппаратура была несовершенной, и для получения качественных снимков требовалось не только умение обращаться с фотоаппаратом, но и знание азов химии, которым отличались немногие.
Исключение составляли врачи: они разбирались в химии, имели доступ к реактивам и умели ими пользоваться.
Хранить нельзя уничтожить
У Константина Доброхотова имелся «Koдак», его было удобно носить с собой, а пленки, тоже кодаковские, можно было проявлять даже в походных условиях.
Доктор Доброхотов увлеченно снимал родителей, сестру, жену, детей, семейные посиделки. Когда пришло время отправиться на фронт, захватил камеру с собой и запечатлевал на нее фронтовую жизнь и нехитрый солдатский быт. Помимо этого, в объектив его камеры попадали крестьяне, молодежь, девушки в поле…
После Октябрьской революции хранить документы старорежимной эпохи стало опасно. Понимая это, Константин Доброхотов уничтожил награды, грамоты, фотографии. Но оставил негативы.
От хобби — к профессии
Внуку Вовке было лет 15, когда дед достал из кожаного саквояжа и показал ему пожелтевшие от времени конверты с выцветшими надписями: «1910», «1915», «1916», «1919»…
Ценой неимоверных усилий, с помощью и подсказками деда подростку удалось напечатать со старых негативов семейные фотографии Доброхотовых — и узнать, что у деда есть и снимки с фронта…
Через сорок лет негативы из жестяной коробки, прочно заклеенной со всех сторон изолентой, доставал уже Владимир Николаевич Доброхотов, маститый фотограф, за плечами которого были целина, работа в секретном отделе «КБ-8», две чеченские войны, покорение Северного полюса и много чего другого.
Фотография, которая для деда была просто увлечением, для него стала профессией.
Кто запечатлен на фотографиях 100-летней давности? Вряд ли кто ответит на этот вопрос. Но Владимир Доброхотов не теряет надежды с помощью архивных документов
установить личности солдат и офицеров, попавших в объектив дедушкиного «Кодака».
Тонко и с уважением
Рассматривая дедовские пленки, внук понял, что их должны увидеть все.
Владимиру Николаевичу удалось организовать великолепные выставки в Якутске и Санкт-Петербурге, сейчас идут последние приготовления к открытию экспозиции в Костроме, родном городе Константина Доброхотова.
Удивительно, но в век цифровых технологий снимки, снятые карманной камерой «Кодак», поражают своим высоким качеством, четкостью и проработанностью деталей.
Еще больше впечатляют зоркость и чуткость доктора Доброхотова, его умение заметить — и запечатлеть тонко, одухотворенно, тактично и с большим уважением к тем, кто попал в объектив…
Главное фото: Сто фотографий к 100-летию первой мировой подготовил для выставки внук Константина Доброхотова Владимир, известный якутский фотожурналист.
При подготовке страницы использованы материалы с сайта project9550.tilda.ws.