На днях представители Регионального общества детей (РОД) наградили миасских ребят, участников и призеров литературного конкурса «Я родился на Урале». О том, чем занимается эта организация и какие цели ставит перед собой, рассказала корреспонденту «МР» вице-президент Елена Шебалкова.
На смену пионерии
По словам Елены Шебалковой, идея возрождения общественной организации, которая смогла бы объединить детей от семи до 14 лет под своими знаменами, назрела давно. Еще до того, как Президент РФ Владимир Путин выступил с предложением о создании всероссийского движения школьников, областная организация подобного типа уже работала, но лишь в июне 2015 года она получила официальный статус.
— Мы работаем в четырех направлениях, — пояснила Елена Александровна. — Художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, граж-данско-патриотическое и работа с детьми с ограниченными возможностями. В перспективе хотим создать единую детскую организацию наподобие пионерской (но без политики), а пока занимаемся поддержкой творчески и спортивно одаренных школьников.
Все мы одинаковы
— Елена Александровна, чем планируете заниматься с детьми, имеющими ограничения по здоровью?
— В перспективе — открытие комплексного центра, который будет заниматься медицинской и психолого-социальной реабилитацией детей-инвалидов. Дело достаточно сложное, требует финансирования, которым город пока не обладает. Поэтому мы собираемся сейчас найти точки соприкосновения с комплексным центром социального обслуживания населения и пока работать на их базе: проводить акции, концерты, мастер-классы. А самые грандиозные наши задумки — слет творчества «Все мы одинаковы», который предполагает участие как здоровых, так и детей с ограниченными возможностями, и фестиваль «Радуга талантов», с которым мы присоединимся, скорее всего, к уже существующему мероприятию «Искорки надежды».
— Что заставило организацию, изначально рассчитанную на здоровых детей, выбрать такое специфическое направление?
— Собственный родительский опыт. И осознание того, что давно назрела необходимость открыть детям-инвалидам дверь в мир, сделать его близким и доступным каждому, убедить, что у них есть возможность занять любую нишу в этом многообразии возможностей. И еще открыть души и сердца здоровых детей, научить их относиться к обделенным здоровьем сверстникам, как к равным. Пример: в первом классе у нас учится мальчик с тяжелой формой ДЦП. Мама приносит его в школу на руках. Спрашиваю: «Тебе нравится учиться?» — «Нравится!» — «А что нравится?» «Что когда я иду к доске, меня мальчики поддерживают сбоку и со спины…» А однажды он каким-то образом сам сумел добраться до учительского стола, и первоклассники, увидев это, все как один встали и зааплодировали стойкости своего сверстника.
Дойти до самой сути
— Какой идеей, по вашему мнению, можно объединить современных детей?.. Время гайдаровских «Тимуров» прошло и реанимировать его вряд ли возможно. Да и стоит ли?
— Думаю, что такой связующей нитью могут стать «Школы лидера». Они проводятся комитетом по делам молодежи для ребят от 14 лет и старше, а ведь лидерские качества, столь важные в наше время, нужно и можно развивать гораздо раньше, хоть с первого класса.
— В школу лидеров пойдут те, у кого есть природные задатки. Так было и в пионерии. А что делать остальным, не склонным к лидерству?
— Наша задача — в каждом ребенке разглядеть суть, склонность к тому или иному виду деятельности. Да, не все быстро бегают и высоко прыгают, но если ты не тяготеешь к спорту, то, возможно, хорошо рисуешь, поешь, играешь на сцене, сочиняешь стихи, творишь что-то своими руками. А нет ни того, ни другого — попробуй себя в роли волонтера, краеведа, эколога. Вдруг это то, что ты как раз и ищешь?.. Вот тут потребуются общие усилия учителей, руководителей РОДа и родителей, чтобы тактично, незаметно направить ребенка в то русло, куда он и сам неосознанно тянется.
Свое место
— Есть примеры?
— Есть. Был у нас в школе мальчик, стеснительный, замкнутый. Решили мы, по просьбе родителей, попробовать его в КВНе. И что вы думаете?.. Несколько месяцев спустя от его робости не осталось и следа: он выходил на сцену так уверенно, что трудно было поверить, будто этот школьник боялся выйти к доске. Есть и другие примеры. Девочка, которую не интересовали ни спорт, ни творчество, нашла себя в краеведении, стала активисткой школьного музея. Представьте, насколько интереснее и разнообразнее стала жизнь этих детей, когда в нее вошла общественная деятельность, или, вернее, они нашли свое место в ней?.. Есть у нас отряд волонтеров «Калейдоскоп», которые с удовольствием занимаются с малышами в детском саду «Умка», учат их мастерить, рассказывают что-то интересное, общаются, а к Новому году выступят и в роли артистов на утренниках.
— А как же будут называть участников Регионального общества детей? Родичи?.. Родисты?..
— Родики, — смеется Елена Александровна. — А если серьезно, то именно от этого корня происходят слова «Родина», «народ», «родник», «природа», «родители», «родня» — все самое важное для русского сердца. И неважно, как называться, главное, чтобы сила РОДа жила в каждом.
К фото: Региональное общество детей делает в Миассе первые шаги. Так, например, отряд волонтеров школы № 21 взяли шефство над детским садом «Умка».