Мы ценим вашу конфиденциальность

⚠️ Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации контента. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

  • Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Понедельник, 28 июля 2025 г.
  • Вход
  • Рег.
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

Такого уважения, как «УралЗиС», не удостаивался ни один отечественный автомобиль

Миасский Рабочий Миасский Рабочий
Среда, 21 октября 2015 г.
в рубрике Новости, События

Нынешний День автомобилистов (25 октября) для автозаводцев ознаменовался еще и юбилейной датой: ровно 50 лет назад с конвейера сошел последний «УралЗиС-355М», а значит, завершилась эра линейки трехтонных грузовиков, прозванных в народе «Захарами».

Откуда взялось такое прозвище?.. О своих изысканиях на эту тему рассказывает Юрий Бастылев, которому пришлось в молодые годы работать на легендарном автомобиле в Казахстане.

Прозвали в конце войны

— У хорошего автомобиля, как у коня, должно быть подобающее имя или прозвище. Среди машин советского времени, наверное, не найти такого автомобиля, который бы имел столько народных прозвищ, как миасский грузовик «УралЗиС».

Первенцем автозавода была сильно упрощенная военная модификация московского грузовика «ЗиС-5», получившего неофициальный индекс «ЗиС-5В». Со слов заведующей музеем АЗ «Урал» Татьяны Ильинковой (а она слышала это от фронтовиков-автозаводцев), «ЗиС-5В» присвоили прозвище «Захар» в конце войны.

В послевоенные годы это прозвище закрепилось за всеми «ЗИС-5», и в том числе за его «ближайшими родственниками» — уральскими «ЗиС-5М», «ЗиС-355», «ЗиС-355М», а также «москвичами» — «ЗиС-150» и «ЗиЛ-164».

Кстати, за свою недолгую жизнь автомобиль претерпел несколько изменений даже в заводской маркировке: «УралЗиС-355М», «УралАЗ-355М», «ЗиС-355М», «Урал-355М» или просто «Урал-355». Для современного читателя более понятна и привычна марка «Урал-355М».

«Уралец», «младший» брат

Известны различные шоферские байки о возникновении прозвища «Захар». В Тобольском АТЭП Кустанайской области (Казахстан), где я в молодости шоферил на восстановленном автомобиле «УралЗиС-355М», водитель Виктор Кузнецов пояснил, что «Захаром» вначале величали грузовик «ЗиС-5». По первой букве «З» в марке автомобиля выбрали мужское имя Захар, а по второй букве «И» — отчество Иванович, но чаще — просто «Захар».

По этому поводу мастер моторно-агрегатного цеха Николай Головкин при случае всегда поправлял молодых водителей, что «УралЗиС-355М» — это «Уралец», а не «Захар». Конечно, такое прозвище для «Урал-355М» более справедливо, но и право преемственности никто не отменял, ведь он являлся прямым потомком «ЗиС-5» (подтверждение тому — буква «М», что означает «модифицированный», а в нашем случае можно сказать — «младший» брат).

«Чихающий Макар»

В селе Володарское (Казахстан) в 60-е годы эксплуатировались разные марки «ЗиСов», и местные водители АТП называли «Урал-355М» «Макаром».

Некоторые старые водители связывают появление прозвища «Захар» со свойством «ЗиС-5» «чихать» при пуске холодного двигателя рукояткой. Вначале мотор два-три раза «простуженно чихал, как старый дед Захар», но при этом легко заводился. Эта особенность «чихнул-кашлянул», передалась, но в меньшей степени, «Урал-355М», когда неопытные водители трогались с места с непрогретым двигателем. Более опытные шоферы заранее немного подтягивали «подсос» — регулятор управления дроссельной заслонкой карбюратора, тогда автомобиль переставал «чихать».

По мнению ветеранов ВОВ, имя автомобиля «ЗиС-5» сложилось из слияния двух слов «За характер». На войне грузовик так мужественно переносил фронтовые тяготы, что скупая солдатская похвала «За характер» была своеобразной наградой уральцу.

Везет, не ропщет

Житель села Володарское Петр Сидорович Прохоров считает: прозвище «Захар» появилось потому, что «ЗиС-5» был безотказным и работящим, как мужик Захар: ему один прицеп цепляешь — он везет, второй — везет, не ропщет.

Действительно, наш автомобиль водители любили за то, что он без проблем заводился в любой мороз, без капризов работал на самом плохом низкосортном топливе, вдобавок был прост в обслуживании и ремонте.

Ничто так не сближает водителя со своей машиной, как надежность техники в экстремальных ситуациях. И когда в чрезвычайных условиях шоферы просили: «Ты уж, родной, не подведи!», то «Захар» никогда не подводил. Поразительная жизнестойкость и выносливость этого грузовика как раз и заключалась в простоте и надежности его конструкции, что удивляло даже немцев, признанных корифеев автотранспорта. Вспоминаю слова вузовского преподавателя, имевшего привычку на лекциях без устали повторять: «Где простота — там надежность!» На этом стояла старая инженерная школа.

И «целинник», и «киргиз»

В зависимости от личного отношения к машине водители называли грузовик то почтительно («Захар Иванович»), то по-свойски («Захарыч»), то с любовью («Захарушка»), а порой — по-дружески «Захарка», «Захарчик».

Грузовик «Урал-355М» унаследовал лучшие качества от старого «Захара», но, увы, век его был недолог — всего семь лет. В памяти старых водителей он остался под прозвищами «Уралец», «Урал», «Эмка».

Были и другие, менее известные прозвища: в отдельных хозяйствах целинных регионов его именовали «целинником», а выпускавшийся в Киргизии молоковоз на его шасси прозвали «киргизом».

То ли «крокодил», то ли «филин»

В Павлодарской автоколонне № 2555 грузовик звали «гермафродитом» или «крокодилом» — за то, что он имел кабину ГАЗ-51А, крылья — свои, широкие и громоздкие, а «морду» — несколько заостренную, как у крокодила или аллигатора. В Аббатском автохозяйстве Тюменской области «Урал-355М» носил прозвище «филин».

О более редких прозвищах — «Уралко», «Уральчик», «Уралочка», «Эмочка», «Бурлак», «Степанида», «Колдун» и т. д. — я узнал из вышедшей в 2013 году книги М. Соколова «Автомобили УралЗиС. 1944-1965. Документы, свидетельства, факты».

Не хочу идеализировать старые «УралЗиС», но нам есть чем гордиться. Такого уважения не удостоился ни один автомобиль, чему подтверждение — многочисленные имена-прозвища, которые словно ордена и медали свидетельствуют о его заслугах. А это, согласитесь, дорогого стоит!

К фото: «Захара» водители любили за то, что без проблем заводился в мороз, без капризов работал на низкосортном топливе, был прост в обслуживании и ремонте.


Хештеги: историяМиасс

Похожие темы

Кисти и холсты раскрывают красоту Миасса

30.10.2024

Старый новый год — приметы и история праздника

13.01.2024
Подписаться
Войти через
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
1500


guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Реклама +7 (3513) 57–23–55

Популярное на сегодня

  • Штормовое предупреждение объявлено в Челябинской области

    Дожди и грозы: какая погода ожидает жителей Челябинской области 25 июля?

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Без горячей воды останутся жители Миасса

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Возьмите зонт! Дожди пройдут в Челябинской области

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • «Культура для школьников»: бесплатный интернет-портал начал работу

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Интервью Губернатора Челябинской области Бориса Дубровского об итогах Петербургского международного экономического форума

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Регистрирация

Создать новый аккаунт

Заполните формы, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
 
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить