Нынешний День автомобилистов (25 октября) для автозаводцев ознаменовался еще и юбилейной датой: ровно 50 лет назад с конвейера сошел последний «УралЗиС-355М», а значит, завершилась эра линейки трехтонных грузовиков, прозванных в народе «Захарами».
Откуда взялось такое прозвище?.. О своих изысканиях на эту тему рассказывает Юрий Бастылев, которому пришлось в молодые годы работать на легендарном автомобиле в Казахстане.
Прозвали в конце войны
— У хорошего автомобиля, как у коня, должно быть подобающее имя или прозвище. Среди машин советского времени, наверное, не найти такого автомобиля, который бы имел столько народных прозвищ, как миасский грузовик «УралЗиС».
Первенцем автозавода была сильно упрощенная военная модификация московского грузовика «ЗиС-5», получившего неофициальный индекс «ЗиС-5В». Со слов заведующей музеем АЗ «Урал» Татьяны Ильинковой (а она слышала это от фронтовиков-автозаводцев), «ЗиС-5В» присвоили прозвище «Захар» в конце войны.
В послевоенные годы это прозвище закрепилось за всеми «ЗИС-5», и в том числе за его «ближайшими родственниками» — уральскими «ЗиС-5М», «ЗиС-355», «ЗиС-355М», а также «москвичами» — «ЗиС-150» и «ЗиЛ-164».
Кстати, за свою недолгую жизнь автомобиль претерпел несколько изменений даже в заводской маркировке: «УралЗиС-355М», «УралАЗ-355М», «ЗиС-355М», «Урал-355М» или просто «Урал-355». Для современного читателя более понятна и привычна марка «Урал-355М».
«Уралец», «младший» брат
Известны различные шоферские байки о возникновении прозвища «Захар». В Тобольском АТЭП Кустанайской области (Казахстан), где я в молодости шоферил на восстановленном автомобиле «УралЗиС-355М», водитель Виктор Кузнецов пояснил, что «Захаром» вначале величали грузовик «ЗиС-5». По первой букве «З» в марке автомобиля выбрали мужское имя Захар, а по второй букве «И» — отчество Иванович, но чаще — просто «Захар».
По этому поводу мастер моторно-агрегатного цеха Николай Головкин при случае всегда поправлял молодых водителей, что «УралЗиС-355М» — это «Уралец», а не «Захар». Конечно, такое прозвище для «Урал-355М» более справедливо, но и право преемственности никто не отменял, ведь он являлся прямым потомком «ЗиС-5» (подтверждение тому — буква «М», что означает «модифицированный», а в нашем случае можно сказать — «младший» брат).
«Чихающий Макар»
В селе Володарское (Казахстан) в 60-е годы эксплуатировались разные марки «ЗиСов», и местные водители АТП называли «Урал-355М» «Макаром».
Некоторые старые водители связывают появление прозвища «Захар» со свойством «ЗиС-5» «чихать» при пуске холодного двигателя рукояткой. Вначале мотор два-три раза «простуженно чихал, как старый дед Захар», но при этом легко заводился. Эта особенность «чихнул-кашлянул», передалась, но в меньшей степени, «Урал-355М», когда неопытные водители трогались с места с непрогретым двигателем. Более опытные шоферы заранее немного подтягивали «подсос» — регулятор управления дроссельной заслонкой карбюратора, тогда автомобиль переставал «чихать».
По мнению ветеранов ВОВ, имя автомобиля «ЗиС-5» сложилось из слияния двух слов «За характер». На войне грузовик так мужественно переносил фронтовые тяготы, что скупая солдатская похвала «За характер» была своеобразной наградой уральцу.
Везет, не ропщет
Житель села Володарское Петр Сидорович Прохоров считает: прозвище «Захар» появилось потому, что «ЗиС-5» был безотказным и работящим, как мужик Захар: ему один прицеп цепляешь — он везет, второй — везет, не ропщет.
Действительно, наш автомобиль водители любили за то, что он без проблем заводился в любой мороз, без капризов работал на самом плохом низкосортном топливе, вдобавок был прост в обслуживании и ремонте.
Ничто так не сближает водителя со своей машиной, как надежность техники в экстремальных ситуациях. И когда в чрезвычайных условиях шоферы просили: «Ты уж, родной, не подведи!», то «Захар» никогда не подводил. Поразительная жизнестойкость и выносливость этого грузовика как раз и заключалась в простоте и надежности его конструкции, что удивляло даже немцев, признанных корифеев автотранспорта. Вспоминаю слова вузовского преподавателя, имевшего привычку на лекциях без устали повторять: «Где простота — там надежность!» На этом стояла старая инженерная школа.
И «целинник», и «киргиз»
В зависимости от личного отношения к машине водители называли грузовик то почтительно («Захар Иванович»), то по-свойски («Захарыч»), то с любовью («Захарушка»), а порой — по-дружески «Захарка», «Захарчик».
Грузовик «Урал-355М» унаследовал лучшие качества от старого «Захара», но, увы, век его был недолог — всего семь лет. В памяти старых водителей он остался под прозвищами «Уралец», «Урал», «Эмка».
Были и другие, менее известные прозвища: в отдельных хозяйствах целинных регионов его именовали «целинником», а выпускавшийся в Киргизии молоковоз на его шасси прозвали «киргизом».
То ли «крокодил», то ли «филин»
В Павлодарской автоколонне № 2555 грузовик звали «гермафродитом» или «крокодилом» — за то, что он имел кабину ГАЗ-51А, крылья — свои, широкие и громоздкие, а «морду» — несколько заостренную, как у крокодила или аллигатора. В Аббатском автохозяйстве Тюменской области «Урал-355М» носил прозвище «филин».
О более редких прозвищах — «Уралко», «Уральчик», «Уралочка», «Эмочка», «Бурлак», «Степанида», «Колдун» и т. д. — я узнал из вышедшей в 2013 году книги М. Соколова «Автомобили УралЗиС. 1944-1965. Документы, свидетельства, факты».
Не хочу идеализировать старые «УралЗиС», но нам есть чем гордиться. Такого уважения не удостоился ни один автомобиль, чему подтверждение — многочисленные имена-прозвища, которые словно ордена и медали свидетельствуют о его заслугах. А это, согласитесь, дорогого стоит!
К фото: «Захара» водители любили за то, что без проблем заводился в мороз, без капризов работал на низкосортном топливе, был прост в обслуживании и ремонте.