Не секрет, что российское законодательство в различных сферах постоянно меняется, обновляется, дополняется всевозможными поправками и уточнениями. «МР» решил проанализировать самые значимые и интересные документы, вышедшие в сентябре. И хотя в силу они вступили еще не все, рассказать о них имеет смысл и сейчас.
Не пойман — не пьян
Некоторые законодательные новшества по сути таковыми не являются: происходит так, что Верховный суд в ходе рассмотрения конкретных дел выводит на поверхность некоторые скрытые тонкости существующих документов. Например, выяснилось, что водителю ни под каким предлогом нельзя пить после ДТП, пока он не пройдет медицинское освидетельствование. Об этом четко сказано в Правилах дорожного движения. В противном случае водителя накажут как пьяного, а с 1 июля, напомним, наказание для попавшихся повторно нетрезвых водителей вместо административного стало уголовным. Спать же в автомобиле можно в любом состоянии, но при условии, что машина стоит на обочине.
Кроме того, оказалось, что не имеют права называть человека пьяным только по клиническим, то есть внешним, признакам. Проще говоря, даже если у человека шаткая походка и несвязная речь, заявлять об алкогольном опьянении можно только после химико-токсикологического исследования. И если оно ничего не показало, водителя, как бы он ни шатался, надо считать трезвым.
Ломать — не строить
Новый федеральный закон, вступивший в силу 1 сентября, ужесточает ответственность за самовольное возведение домов и дач. По мнению экспертов, проблема самостроя, который не только занимает свободную землю, но и несет угрозу здоровью россиян, приобрела угрожающие масштабы. Еще бы: построенное, например, во дворе жилого дома торговое или офисное здание лишает граждан покоя, а значит, снижает качество жизни. Но теперь практика, когда суды признавали право собственности на самовольное строительство, не учитывая выполнение требований градостроительного законодательства, будет пресечена, считают эксперты. Новый закон предусматривает три обстоятельства, по которым строение можно признать незаконным. Первое — если здание возведено на земле, не предоставленной хозяину постройки в установленном порядке. Второе — если у хозяина нет разрешения на строительство. И третье — если здание построено с нарушением градостроительных правил. Это, конечно, не означает, что легализовать свою дачу станет невозможно, просто сделать это теперь намного сложнее. И если все-таки один из вышеперечисленных моментов имеет место быть — строение по решению суда или администрации просто снесут, предварительно уведомив хозяина о сроках сноса.
Плата за вредность
29 сентября вступит в силу федеральный закон, благодаря которому работники, долгое время не получающие зарплату, смогут обанкротить своего работодателя. Раньше правом инициировать банкротство обладали только юридические лица, новый закон дает такую возможность и физлицам — тем, кто трудится без заработной платы или, не дождавшись денег, уволился. Отметим, поводом для признания работодателя банкротом не может быть малая сумма: он должен задолжать работникам не менее полумиллиона рублей. По мнению специалистов, новый закон не изменит ситуацию с задержкой зарплаты кардинально — люди, скорее, будут договариваться с работодателями, нежели решаться отстаивать свои права в суде. Верны ли прогнозы — практика покажет.
«Он же памятник!»
Правительство утвердило единые требования к проектированию охранных зон памятников культуры, которых в нашей стране насчитывается около 140 тысяч, тогда как охранные зоны определены только у десятой части из них. До сих пор границы охранных зон таких памятников каждый регион устанавливал самостоятельно, теперь же введены общефедеральные правила. Отметим, что охранные зоны представляют собой территории, на которых запрещены строительство, хозяйственная деятельность и прочее использование ландшафта, способные нанести вред памятнику.
Для защиты тех памятников культурного наследия, у которых пока не определены охранные зоны, депутаты предложили оградить их временными защитными территориями радиусом от 100 до 300 метров. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме и уже принят в первом чтении.
Будут проще
Согласно постановлению, подписанному в первой половине сентября премьер-министром Дмитрием Медведевым, чиновникам запрещено пользоваться автомобилями дороже 2,5 миллиона рублей и мощнее 200 лошадиных сил. Стоит отметить, что запрет касается только министров и их заместителей, для чиновников более низкого ранга условия предусмотрены еще скромнее. Так, глава федерального агентства или его заместитель ограничатся автомобилем не дороже двух миллионов рублей, а для руководителя структуры федерального госоргана предел еще ниже — полтора миллиона. Постановление призвано повысить эффективность госзакупок и исключить возможность растраты бюджетных средств. Запрет вступает в силу с 1 января следующего года. Любопытно, что помимо легковых автомобилей ограничения коснутся и смартфонов, на которые руководители ведомств и их заместители не смогут потратить больше 15 тысяч рублей.
«Партизанить» по правилам
15 сентября вступило в силу постановление правительства, утвердившее положение о порядке пребывания граждан в мобилизационном людском резерве. Так называемые «партизаны» будут использоваться во время ЧС, на крупных учениях или во время войны. Порядок вступления в резервное войско примерно следующий. Человек, уже отслуживший в армии и готовый при необходимости вернуться в строй, подает заявление в военный комиссариат, где в течение месяца на кандидата заведут личное дело и организуют медосмотр. Вслед за этим, при положительном заключении аттестационной комиссии, гражданину выдадут предписание в выбранную им воинскую часть, где после очередной проверки на соответствие требованиям командир части заключит с будущим резервистом контракт. Стоит отметить, что для резервистов предусмотрены ежемесячные выплаты, а в период сборов сохранится средняя заработная плата на гражданке. Будет учитываться и районный коэффициент, а также выплачиваться дополнительная надбавка за непрерывную службу в резервном войске. Первый контракт резервист должен заключить на три года, впоследствии этот срок можно увеличить до пяти лет. Однако для «партизан» предусмотрены строгие возрастные ограничения, которые варьируются в зависимости от воинского звания. А, скажем, с гражданами, имеющими освобождение от военных сборов или находящимися под следствием, контракт и вовсе не подпишут.