За полгода молодой водитель научился ладить с «древней» машиной
Юрий Бастылев, близко к сердцу принимающий любые фрагменты истории «Захара», — не профессиональный водитель и даже не наш земляк. Отчего же такая любовь к старенькому автомобилю? Откуда интерес к старым авто и желание внести свою лепту в написание книги об «УралЗИСе»?..
Это становится понятно, когда узнаешь подробности жизни Юрия Бастылева, шоферившего в молодости на старичке «Захаре».
Шоферский дебют
— Мои школьные годы прошли на целинных землях Казахстана, в Кустанайской области. После средней школы окончил в 1980 году курсы шоферов.
Новые машины в то время молодым не давали. Мне достался «Захар» (так у нас на автобазе почему-то называли грузовой автомобиль «УралЗИС-355М»).
«Захары» были не на ходу, находились на консервации. Шасси с колесами да кабина c «голым» двигателем — вот что представляли собой эти грузовики. Каждый из этих сохранившихся «старичков» проработал наверняка больше, чем мне было тогда лет.
Из-за отсутствия шоферского опыта мне пришлось почти два месяца приводить своего «Захара» в работоспособное состояние. Зато сколько было радости, когда двигатель все-таки завелся и машина поехала!
Возил уголь, дрова, товары народного хозяйства по населенным пунктам района и области. Дальше, чем 200 километров в один конец, нас не выпускали — мало ли что могло случиться с молодым водителем.
С ветерком — в кювет
— Первый мой рейс ознаменовался поломкой дверей на весовой «Тупика», где мы грузились углем и дровами.
После погрузки требовалось заехать на весы для взвешивания груза. Тормоза «Захара» работали где-то с третьего-пятого качка, поэтому скорость процесса торможения требовала от водителя определенной сноровки. Лето, жара, двери весовой были открыты настежь и частично загораживали край заезда на весы. Не успев быстро прокачать тормоза, я правой стороной переднего бампера наехал на дверь и отбил его угол. Покричав и поохав, весовщицы все-таки отпустили меня.
В следующий раз, погрузив пустые коробки из-под яиц, повез их на птицефабрику. На трассе, разогнавшись до 60-65 км/час, наслаждался быстрой ездой. На затяжном повороте не стал сбрасывать скорость, потерял чувство руля, машину понесло в кювет…
Где ты, аккумулятор?
— На уборке случилась другая оказия — я на ходу потерял аккумулятор, даже не заметив, где это произошло. Заехал под выгрузку на силосную яму — и «Захар» заглох. Оказалось, что низ днища кабины под аккумулятором проржавел и вывалился.
Вот так приобретался мой небольшой шоферской опыт, в чем-то похожий, как мне кажется, на злоключения главного героя фильма «Иван Бровкин на целине».
Через год уехал в Свердловск, поступил в вуз, стал работать инженером. А «Захара», на котором работал всего полгода, часто вспоминаю с большой теплотой и любовью за неприхотливость, простоту устройства и незлобивый характер. Не было среди отечественных грузовиков того времени такого выносливого автомобиля.