Занятые повседневными делами, мы редко находим минутку, чтобы оглянуться вокруг, посмотреть на город, восхититься им и вспомнить, каким он был в нашем детстве. Известно, что детские впечатления — самые яркие. Накануне Дня города мы попросили своих читателей окунуться в свое «детство золотое» и рассказать, каким Миасс запечатлелся в их памяти.
Елена БУРОВА: «Сейчас слонов уже не возят»
— Самые лучшие детские воспоминания о городе — это, конечно же, аллея на проспекте Автозаводцев, по которой мы вечерами гуляли с родителями. Я каталась на трехколесном велосипеде и постоянно путала, в какую сторону нужно ехать, чтобы попасть домой, потому как дома на проспекте для меня, маленькой, были одинаково желтые… Хорошо помню демонстрации. Мы жили напротив Дворца автомобилестроителей, я смотрела на демонстрацию из окна, потому что болела ветрянкой и меня не пускали на улицу, но, высунувшись из окошка, я вместе со всеми кричала: «Ураааааааааааа!!!» Было очень красиво, весь город был в шарах и флагах. А потом, когда я уже училась в школе, мы ставили веточки в воду и, когда они распускались маленькими зелеными листочками, украшали их бумажными цветочками. С этими веточками шли на парад и когда приближались к площади, то снимали верхнюю одежду и шагали в ногу в белых фартуках. Помню, как мы всей семьей ходили на стадион смотреть футбол, где наш папа играл в команде. А еще к стадиону «Труд» приезжал зоопарк, и там был слон, огромный такой. Мы его кормили с рук, он брал прямо из ладошек посетителей угощение своим теплым хоботом. Сейчас слонов уже не возят…
А еще мы ездили в сад в автобусе. Автобус набивался полным-полнехонек. Ехали, как селедки в бочке, потные, не вздохнуть-не охнуть. А мы стояли (или сидели) около такой штучки, в которую денежки бросали, а потом сами билетики выкручивали и отрывали. И считали, кому сколько сдачи сдать…
Анна Шабалина, старший продавец магазина № 9. 1974 год.
Елена ПАВЛОВА: «Улочки всегда пестрели ухабами»
— Я родилась и выросла в южной части города, и до сих пор считаю ее лучшей, хотя некоторые пренебрежительно называют ее «старухой». И пусть старуха! Но у кого, как не у бабушки, нам учиться уму-разуму?
В клубе Силкина была библиотека, большой зал, старые лестницы с крутыми перилами. Помню это же здание сначала заброшенным, а потом и в виде развалин. Однажды меня удивило журчание родника из трубы на первом этаже: это был водопровод начала XX века — строители попросту заманили ключ в трубу, и даже без насосов, которых здесь уже не было много лет, вода все еще бежала по ржавым старым трубам.
Улочки старого Миасса всегда были неровными, извилистыми, узкими, пестрели ухабами и рытвинами. Но это стало волновать только теперь, когда все пересели на машины. А тогда мы носились по улицам, играли прямо на проезжей части и знали: с нами ничего не случится. Не было площадок для игр, и мы играли прямо так, к нам присоединялись даже родители. И никто не боялся, что мы случайно выбьем окно, никто нас не гонял.
А чего стоит традиция жечь огромные костры на Пасху! Нам они всегда казались обычными, но, как я потом выяснила, — это уникальная традиция. Она жива до сих пор, и каждый год на горах расцветают огненно-пламенные цветы или горят кресты. Удивительное зрелище! Нигде больше такого не видела и не слышала.
Музыкальная школа была над молочным магазином (сейчас «Метелица»), помню деревянное крылечко, узкий полутемный коридор, жестяной бак для воды — и музыка со всех сторон.
Галина Митрофанова торгует новогодними игрушками. 70-е годы.
Галина ЗВЕЗДИНА: «Кусок хлеба — и вперед!»
— Так как День города нынче отмечается в сентябре, то первые воспоминания о городе, конечно же, связаны с Днем знаний. Все девчонки приходили в белых фартучках, в старших классах мы их сами шили, и у каждой был свой, особенный — у кого с рюшами, у кого кружевной. После школы мы играли в классики и долго не расходились по домам. Заходили в магазин, покупали кисель в пачке и грызли. Помню субботу — банный день, и кроватку с накрахмаленным, холодноватым, белоснежным бельем. На улице мы носились до самой ночи. Забежишь домой, кусок хлеба сахаром посыплешь, водички или молочка попьешь — и вперед! Играли в «красные-белые» (сейчас я эту игру называю «взятие флага», так как слова «красное-белое» у детей вызывают ассоциации с винным магазином). У каждого был свой «велик», мы его спокойно могли оставить у магазина, не боясь, что украдут…
Универмаг «Комета» — помните такой?
Алина БЕЛЕВА: «Фруктовый чай в брикетах и медовое масло»
— Любили ходить с родителями на демонстрацию, где можно было встретить всех родных. Собирались на аллее, что на проспекте была, потом все шли к бабушке в ее маленький домик есть пироги. Дяди играли на гитаре и на гармошке, тетя Зоя — на мандолине, пели разные песни: и старинные, и студенческие, про кузнечика «коленками назад» и про «Тамарку-санитарку» (ее я особенно любила, так как мою маму звали Тамара). Помню магазин «Молоко»: там стояли большие банки со сгущенкой и маленькие, продавали шоколадное масло и шоколадный маргарин. Я очень любила медовое масло (да, и такое было тоже!). Любила жевать чай в брикетах — такой вкусный, с фруктами. И еще продавали какао в маленьких треугольных пачках (видимо, смесь какао и сухого молока). А миасское эскимо на палочке?.. Такого мороженого нигде теперь не купишь! Походы в кинотеатр «Урал» — это было целое событие: красивое фойе, красные бархатные шторы с кисточками, тяжелые двери, массивные, из дерева. Мы ходили на каток с поселка Динамо на автозавод, брали коньки в прокате, покупали кофе и беляши… А еще с азартом собирали металлолом. Макулатуру как-то без особенного энтузиазма, а вот металлолом — всем классом, с тележками. И накатаемся, и нахохочемся!..
Главное фото: «Даешь пионерскую плавку!» — вот сколько металлолома собирали миасские школьники.