В преддверии Дня города, отмечаемого нынче в начале сентября, нельзя не вспомнить Василия Морозова, старейшего миасского журналиста, краеведа, автора книги «Город в Золотой долине».
Он был основателем историко-краеведческой секции, члены которой в течение многих лет по крупицам собирали, дополняли, систематизировали исторические данные, имеющиеся в музее. В фондах музея — целый шкаф с записями Василия Владимировича, расшифровка которых порой открывает перед нами неизвестные страницы истории края.
«Отзвонился!..»
В числе памятных исторических дат, отмечаемых в этом году, — 200-летие Петропавловского храма, о существовании которого кто-то из горожан, возможно, даже и не знает.
Между прочим, это была первая каменная церковь в Миасском заводе, освященная в 1815 году и располагавшаяся на Церковной площади (ныне площадь Труда). Храм во имя Петра и Павла был не только украшением Миасса, но и средоточием его духовной и культурной жизни, а также местом, где проходили церковные ходы, проводы воинов, сбор средств в пользу раненых и другие важные события.
«Почти 120 лет благовестила она! — пишет о храме Морозов. — И какой это был удивительный колокольный звон, особенно когда начинал гудеть самый большой. Все заглушал его бархатный могучий бас! Плыл он над городом и растоплял сердца и души верующих… Не раз приходилось мне, ученику церковно-приходской школы, бывать в этой великолепной церкви…»
В 30-е годы церковь разрушили, сняли колокола, погрузили на машины и неизвестно куда увезли церковную утварь.
Василий Морозов приводит воспоминания Кирилла Ильича Демина о том, как снимали колокола с Петропавловского храма:
«Как услышали, что снимать будут церковный колокол, сбежался весь Миасс. Сгрудились толпой у ограды. Староста Тиунов кричит сторожу: «Звони в колокола! Пусть народ поднимают! Помешать надо святотатству!» «Веревки нет! Обрезали веревку от колокола!» — говорит сторож. Крест на шпиле колокольни — на высоте метров тридцать — полез снимать столяр напилочного завода Александр Шемякин, смелый был такой. Не всякий на такую высоту по веревкам взберется. «Чтобы тебя Бог сбросил оттуда!» — истошно, на всю площадь вопили старухи. Но столяр знал свое дело. Умело спилил сверкающий золотом крест и сам благополучно спустился на землю. Колокола снимали по балкам с помощью тросов. Руководил работами Студецкий, инженер с напилочного завода. Спустили и большой колокол — ох, и тяжелый он был!.. Не знаю, сколько в нем весу было, но голосистый был колокол, его все вымаливали у миасцев в какой-то большой собор. Бабы, увидев стоящий на земле колокол, подняли рев: «Отзвонился!» Позже церковь хотели разобрать, чтобы использовать кирпич, да кладка оказалась такой прочной, что пришлось здание взрывать».
«Петропавловская церковь была закрыта еще в 20-х годах, — уточняет Морозов. — Помню, что в ней некоторое время был городской музей, потом церковь использовали для засыпки зерна. А в 1936-37 годах секретарь райкома партии
И. Матусов предлагал на месте церкви построить холодильник, используя церковный кирпич. Мы, сотрудники редакции «Рабочей газеты», возмутились таким проектом, написали в «Известия». Получился скандал, нам за «бунт» попало, но изуродовать центр города такой постройкой не разрешили. Вот тогда-то, видимо, и взорвали здание Петропавловского храма…»
Одна машина, два мотоцикла и 10 велосипедов
Василий Морозов не дожил до того времени, когда автомобиль из роскоши превратился в предмет первой необходимости. Сегодня автомобили заполонили город. Иногда кажется, что их даже больше, чем людей. И так же, как в случае с телефоном, с трудом верится, что до 1929 года автомобилей в Миассе не было вообще.
Вот как описывает Василий Владимирович воспоминания организатора кружка «Автодор» Петра Семенова («Автодор» — это существовавшее в 1927-35 гг. добровольное общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в СССР):
«В конце 20-х годов меня послали из Миасса в авто-училище в Тбилиси, после окончания его в октябре 1929 года я вернулся домой. Машин здесь еще не было. Повсеместно в стране создавались организации «Автодора». Возникла она и в Миассе. Меня назначили секретарем «Райавтодора» при миасском райисполкоме. Стали мы вовлекать молодежь, развешивать везде лозунги.
Надпись на обороте фотографии: «Технический парад 1-го Мая 1930 г.»
В марте 1930 года в тресте «Миассзолото» появился первый автомобиль «АМО-Ф-15» грузоподъемностью 1,5 тонны, а в апреле председатель исполкома Грузинцев сказал: «Надо к 1 Мая организовать демонстрацию нашей автотехники. Показать народу автомобили и другие автосредства, какие есть в городе. Организуй-ка, Петр, это дело!»
На смотр автотехники мне удалось вывести автомобиль треста «Миассзолото», два частных мотоцикла и 10 велосипедистов!.. Вот и вся тогдашняя автотехника. Колонну оформили яркими лозунгами и плакатами. Выстроились у здания рай-исполкома, где нас сфотографировал фотограф Аблин. Потом наша колонна с красными лозунгами выехала на Пролетарскую площадь (ныне — Труда), где нас приветствовали партийные и советские руководители.
Уже в ноябре того же года Миасский райкомхоз получил из Москвы еще три автомобиля — 4-тонный «Напиер», 1,5-тонный «Фиат» и 1,5-тонный «Бенц», все старые и сильно изношенные. А в декабре того же года конторе «Союзтранс» прислали десять машин марки «Форд» и шоферов. Но машины быстро вышли из строя, запчастей не было, и в марте 1931 года «Союзтранс» ликвидировали».
«Алло-алло, какие вести?..»
В век сотовой связи трудно представить, что когда-то обычные телефоны в Миассе были редкостью. В 70-х годах члены историко-краеведческой секции озадачились вопросом: сколько лет миасскому телефону?.. И вот что они узнали.
По словам старожила Ивана Федоровича Ворошилова, одного из первых пожарных, в 1904 году в Миасском заводе организовалась вольно-пожарная дружина, и было открыто пожарное депо на территории напилочного завода. Одновременно со строительством депо ставили столбы, тянули провода, оборудовали комнату для установки коммутатора на 40-50 абонентов.
«В конце 1904-начале 1905 года телефоны уже имелись в квартирах богачей, купцов, промышленников Кузнецова, Николаева, Бакакина, Стахеева, Симонова, Дунаева и других. Позднее, — передает Морозов слова старожила, — телефоны были установлены в Волостном правлении, в больнице, на мельнице Торгового дома братьев Кузнецовых».
Николай Федорович Рязанский добавил, что он был первым телефонистом на коммутаторе в Торговом доме братьев Кузнецовых в 1907-1908 годах. Коммутатор установил связь с Кузнецовской (позже — Поликарповской) мельницей, находящейся в 12 километрах от города. Братья Алексей и Владимир Кузнецовы были держателями телефонной сети до 1910 года, после чего продали ее братьям Поликарповым.
К фото: Почти 120 лет благовестила Петропавловская церковь в самом центре Миасского завода.