Молодые миасцы, скорее всего, не знают, что полвека назад режиссер Сергей Герасимов снимал в Миассе фильм «Журналист».
Для маленького уральского городка приезд московской киногруппы стал, конечно же, значительным и запоминающимся событием. Многие миасцы и сами попали в кадр.
некоторым нашим землякам повезло в другом: они сумели не только подружиться с молодыми актерами Юрием Васильевым и Сергеем Никоненко, сыгравшими соответственно роли столичного журналиста и редактора районной газеты «Горноуральский рабочий», но и запечатлеть на фотопленку некоторые моменты съемок.
Один из таких «везунчиков» — в прошлом работник треста «Уралавтострой», а ныне пенсионер Марк Самойлович Драч, решивший поделиться с читателями «МР» своими воспоминаниями и фотографиями 50-летней давности.
Не дом, а две стены
— О том, что в Миассе будут снимать фильм, — начинает рассказ Марк Самойлович, — я узнал от руководителя нашего фотоклуба — фотокорреспондента газеты «Миасский рабочий» Владимира Самоквасова — и сразу заинтересовался. Все подробности того, в какой день и где именно будут проходить съемки, узнавал в гостинице «Ильмень»: на доске объявлений каждый день вывешивалась нужная мне информация. Там же жили актеры Сергей Никоненко, Юрий Васильев, Галина Польских.
Одно из первых мест съемки, куда я скромно наведался, — дом в старом городе, в котором по сюжету проживала бабушка, сдававшая комнату героине Галины Польских. Это, кстати, совсем и не дом был, а всего две стены, хотя смотрелись они в фильме настоящим домом, с крыльцом, печкой во дворе, каменным забором. Уличные сцены снимались именно здесь, а те, действие которых происходит внутри, — в московских павильонах.
Строили этот «будто бы дом» по заказу режиссера Герасимова трестовские строители под руководством Александра Ивановича Замотохина, ныне почетного гражданина города. А каменный забор попал ко мне в кадр, когда я снимал Сергея Никоненко (на фото).
Чья дочка?
— Галина Польских, игравшая Шуру Окаемову, вокруг которой, собственно, и разворачивалась лирическая сюжетная линия, приехала на съемки в Миасс с маленькой четырехлетней дочкой, которую не с кем было оставить в Москве: умерла ее бабушка, а через несколько дней трагически погиб муж.
Лишившись враз дорогих и близких ей людей, молодая актриса собрала волю в кулак и продолжала сниматься. Во время съемок ребенок, предоставленный самому себе, развлекался, как мог, не мешая маме работать. Улучив момент, я сфотографировал девочку, тогда еще не зная, чья это дочка.
«Спасибо за память!»
— Получилось так, что в то лето я не сумел передать снимок Галине и сделал это только спустя 30 лет, когда «заметно повзрослевший» Никоненко с Валентиной Теличкиной приезжали на Урал (и в том числе в Миасс) на празднование 100-летия со дня рождения Сергея Герасимова. Я передал Сергею фотографию дочки Галины Польских и показал его снимок у каменного забора. Он удивился: «Слушай, а я свой где-то потерял…» Подарив ему припасенный мною дубликат, попросил дать еще один автограф. И на обороте той старой фотографии, где уже был его текст: «Марку на память о старом городе, 1965 год», Никоненко размашисто написал: «С сердечной благодарностью за память!»
Специально для Самоквасова
— Были съемки и на озере Тургояк. Сидят Никоненко и Васильев на берегу, рядом лодка, костер горит. А на заднем плане — какой-то человек кричит сыну: «Ключ подай!» Тот подает гаечный ключ, а отец снова, недовольно: «Да не этот! От замка подай!»
Маленькая и, казалось бы, незначительная сценка, а интересна она тем, что в роли отца-прокурора снялся… Владимир Самоквасов. Эту крошечную роль специально для него придумал и ввел в фильм Герасимов.
А в роли сына — миасский парнишка, танцор, участник самодеятельности ДК автомобилестроителей (имя его со временем подзабылось).
Был ЗАГС — и вдруг редакция…
— На бульваре Мира в тот год строились пять домов. В одном из них киногруппа сняла для съемок квартиру на втором этаже.
По просьбе Герасимова строители отделали выбранную квартиру — и получилось помещение редакции местной газеты «Горноуральский рабочий».
Интересно, что вывеску редакции повесили на доме № 5 на улице Ферсмана — там, где тогда был ЗАГС. И горожане, проходившие по улице, удивлялись: «Как это так? Был ЗАГС, и вдруг — редакция?»
Помню, как-то я зашел посмотреть эту «киношную» редакцию, где сидела секретарша и печатала на пишущей машинке. Откуда-то возник Герасимов, увидел меня, нахмурился: «Почему здесь посторонние?» Я замешкался, растерялся, а Юрий Васильев сказал: «Это свой человек!» И мэтр тут же успокоился.
Откуда взялся Горноуральск?
— Попал в кинофильм и наш старый железнодорожный вокзал. Это еще одна дань памяти родине Сергея Апполинарьевича Герасимова, ведь его детские годы прошли совсем недалеко от Миасса — в Кундравах, Малково, Сарафаново.
С разрешения начальника станции «Миасс-1» на время проведения съемок родную вывеску на станционном здании заменили вывеской «Горноуральск». И, как рассказывают, из проезжавших мимо товарных составов высовывались пораженные машинисты, которые не могли поверить своим глазам: «Всегда был Миасс. Откуда Горноуральск-то взялся?»…
На вокзале снимали сцену, когда Никоненко провожает столичного гостя, отбывающего в Москву. Ради такого случая, после согласования со всеми инстанциями, на станции остановился пассажирский поезд, который, в общем-то, не должен был тут делать остановку, Юрий Васильев сел в него, поезд тронулся, Никоненко помахал рукой отбывающему составу. Съемка закончилась, поезд затормозил, актер выпрыгнул и вернулся на станцию.
Хор снимали в Москве
— Не так уж много Миасса вошло в кинокартину. Кроме дома в старгороде и Тургояка, прославились кинотеатр «Восток», плотина на пруду, проспект, заводская проходная и… миасский автобус, который едет через мост над железнодорожными путями и везет участников художественной самодеятельности Дворца культуры.
Кстати, участников хора русской народной песни в полном составе вместе с костюмами и баянистом-концертмейстером Герасимов увез в Москву и снимал там, в павильоне, и выступление всего коллектива под руководством Анатолия Швидя, и молоденькую девчонку-солистку.
Помню, как весь Миасс собрался в ДК автомобилестроителей на премьеру «Журналиста» — это было, если не ошибаюсь, в 1967 году. Было приятно видеть кусочки родного города на большом экране и понимать, что стараниями талантливого режиссера, нашего земляка Сергея Герасимова, Миасс вошел в историю.