С середины 90-х годов прошлого века, когда со дна городского пруда перестали добывать золото, водоем начал зарастать. На отвалах, которые оставила драга, сейчас зеленеет густой кустарник, а на образовавшихся островах выстроились сосны. Казалось бы, что в этом страшного? Ведь чем больше зелени, тем красивее. Но многие жители всерьез опасаются за судьбу пруда и поговаривают об экологической катастрофе.
Стоит сразу оговориться, что зарастает не весь пруд, а только те участки, на которых около 20-ти лет назад активно велась золотодобыча. Так, от переулка Широкого до улицы Малышева по дну водоема проходит водовод, поэтому от коммуникации до плотины драга не дошла, и эта, пусть и малая часть, пруда осталась нетронутой и чистой. Но совсем другую картину наблюдают жители переулков Автомеханического, Гончарного, Запрудного, Крутого и других. У берегов и ближе к середине пруда намыты горы гравия, которые, что вполне естественно, с каждым годом все больше порастают густой растительностью. Как рассказала помощник депутата по округу Людмила Харькова, особенно много жалоб поступало от жителей улицы Трактовой.
— Вода в этой части пруда застоялась и уже зеленеет, — говорит Людмила Харькова. — Раньше протока была, но уже давно не функционирует — ее перегородили отвалы.
По мнению помощника депутата, с каждым годом ситуация только усугубляется: «Дно пруда сильно заилено, а на островах уже растут сосны». Единственный выход, считает Людмила Харькова, — собрать совещание на уровне регионального Министерства экологии с привлечением представителей администрации округа, арендатора (около 80% территории пруда находится в аренде) и специалистов заинтересованных ведомств.
— Вода в реке Миасс, которая впадает в пруд и вытекает из него, — питьевая, она снабжает Шершневское водохранилище, из которого забирает воду Челябинск, — отмечает помощник депутата. — Поэтому за чистотой реки, а значит, и городского пруда, должна следить не только местная власть, но и региональная. И средства на очистку пруда должны выделяться из области.
Но средства, как выяснилось, получить непросто. По словам начальника управления по экологии и природопользованию Алексея Лепешкова, наш округ пытался войти в областную программу еще в 2011 году, но не вышло, и никаких средств на очистку местных водоемов не выделено. Однако, уверяет начальник управления, положение городского пруда не катастрофическое.
— После золотодобычи котлован пруда нарушен, но рекультивация ведется, — отметил Алексей Лепешков. — Предприятие «Гидромеханизация» восстанавливает рельеф: размывает земснарядом отвалы, углубляет акваторию. Конечно, водоем нужно очищать комплексно. Поверхность дна заилена, купаться невозможно.
По словам главного городского эколога, в рамках лицензии, выданной «Гидромеханизации» региональным Министерством имущества и природных ресурсов, ликвидировать последствия золотодобычи работники предприятия будут до 2032 года. Не исключают в управлении, что округу удастся-таки попасть в следующую областную программу и получить средства на очистку водоема.