Тимур Хасаншин занимается творчеством и не теряет надежды увидеть лица своих детей.
Мы встретились с Тимуром сразу же после возвращения вокально-инструментального ансамбля «Тимур и его команда» с фестиваля «Романса упоительные звуки», где группа в очередной раз произвела фурор, исполнив классическое произведение в роковой обработке. Жюри, состоящее из солистов оперного театра, привела в восторг дерзость музыкантов: «Миасцы — молодцы!»
Талантливые провинциалы снова стали лауреатами. Впрочем, им не привыкать к победам. «Практически нет ни одного конкурса, где бы мы не отличились!» — признался руководитель коллектива.
Взрыв, перевернувший жизнь
Казалось бы, что тут странного или необычного?.. Давно известно, что Миасс богат талантами в разных областях искусства.
Но все дело в том, что руководитель известного в Челябинской области ВИА, музыкант, певец, композитор, аранжировщик Тимур Хасаншин — незрячий.
Начиная разговор с ним, чувствовала себя слегка неловко, но спустя несколько минут скованность прошла, потому что Тимур — прекрасный собеседник, не уходящий в сторону от «неудобных» вопросов.
А вопросы эти так и просились с языка, потому что в голове не укладывалось: как незрячий человек может играть, сочинять, учить музыке?..
— Ну, не всегда же я был незрячим, — легко отвечает Тимур. — Способности к музыке угадывались уже в детстве, когда педагоги-музыканты, приходившие в школу проверять у нас слух и чувство ритма, настоятельно советовали родителям учить меня музыке. Однако в те годы я больше интересовался спортом — футболом, восточными единоборствами.
Когда в Таджикистане началась война (Тимур родом из Душанбе), родители отправили сына доучиваться в Миасс. Здесь он окончил школу, ушел в армию. При выполнении служебных обязанностей произошла трагедия: от взрыва снаряда солдат получил механотермохимические повреждения правой руки и лица. Лечение и реабилитацию проходил в военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.
Вдвоем на одной гитаре
И вот тут-то в его жизнь вошла музыка. Можно даже сказать, вкралась неслышными шагами, потому что рождение будущего музыканта происходило не вдруг и не сразу.
— Здоровой левой рукой я научился зажимать три основных «частушечных» аккорда на гитаре, а сосед по палате бренчал по струнам правой рукой, — со смехом вспоминает Тимур. — Подобрали кое-какие песни и стали ходить по палатам с «концертами», играя вдвоем на одной гитаре. Эдакие «бременские музыканты»!..
В школе реабилитации Тимура обучили основам массажа, уговаривали отучиться в медицинском училище и остаться в Питере. Но молодого человека не привлекла перспектива связать свою дальнейшую жизнь с массажем.
— Случайно узнал, что в Курске есть специализированное музыкальное училище для слепых, — продолжает Тимур. — Поехал поступать на гитариста. Педагоги, посмотрев на мою искалеченную руку, покачали головами и предложили на выбор домру, балалайку, ударные, тромбон. Выбрал тромбон. Во время учебы полюбил джаз, узнал, что в Челябинской академии культуры есть эстрадное отделение, и отправился «на разведку». Преподаватели меня послушали, одобрили, но озадачились тем, смогу ли самостоятельно учиться, посещать лекции, готовиться к экзаменам. «Это не ваши проблемы!» — сказал я, окончил курское училище с красным дипломом и явился в академию. Там увлекся вокалом, композицией, брал частные уроки, а чтобы оплачивать их, уже с третьего курса подрабатывал — учил детей игре на гитаре.
Лезть в бутылку — не выход
К этому времени Тимур обзавелся женой и детьми. Понадобились деньги на квартиру. Где их взять?.. Молодой музыкант организовал праздничное агентство, играл с друзьями в ресторанах, занялся сетевым бизнесом — и через три года, скопив нужную сумму, приобрел жилье для семьи.
— Трудно поверить, — не выдержав, перебиваю я собеседника, — что незрячий человек, по сути, инвалид, не сдался, не опустил руки, а, в отличие от многих здоровых, так настойчиво добивался своей цели и добился-таки!
— Если есть четкая цель и большое желание, обязательно добьешься всего, чего хочешь, — уверенно заявляет Тимур. — Помог мне и спорт. В спорте ведь как?.. Боишься-не боишься, а выходишь на ринг и делаешь то, что должен.
— Тимур, поражаюсь вашему оптимизму. Вы всегда были таким жизнелюбом? И как вам дался момент перехода в новое существование, когда пришло осознание: так, как было раньше, уже не будет никогда?
— Смысл в том, как мы воспринимаем то или иное событие, которое с нами происходит, в какие краски его окрашиваем. Да, был момент после взрыва, когда я растерялся и не знал, что делать. Приходили мысли: кому я такой нужен? Слепой. Беспомощный. Ничего не могу. У друзей свои дела, им не до меня. Продолжая общаться с ребятами, с которыми лежал в военно-медицинской академии, видел, что они ломаются, начинают пить, теряют надежду. И однажды решил для себя: лезть в бутылку — это не выход! Надо бороться!.. И после этого поступил в Курск.
Есть к чему стремиться
— Тимур, сегодня студии «Тимур и Ко», которую вы создавали вместе с миасским музыкантом Юрием Рыловым, почти три года. Группу знают и любят. Вы постоянно в поиске новых проектов (один из них осуществился весной — фестиваль ВИА «Новое дыхание»), сочиняете, выступаете, побеждаете. У вас двое детей и любящая жена. Можно сказать, что жизнь, несмотря ни на что, удалась и больше не к чему стремиться?
— Стремиться есть к чему. Моя мечта — увидеть лица своих детей. И я сделаю все, что в моих силах, чтобы ее осуществить.
— А что, надежда не потеряна?
— Один глаз атрофирован, а другой различает свет и тьму, так что надежда не умирает. Говорят, что появились новые технологии — типа киберглаза, но такие операции очень дороги. Надо ждать, пока они станут доступнее по цене. И еще одна мечта у меня — создать музыкальную студию и учить всех желающих, независимо от возраста, игре на гитаре, на ударных инструментах, эстрадному вокалу. Тяга к музицированию у людей есть — это очень хорошо показал весенний фестиваль ВИА, который собрал музыкантов от младшего школьного до пенсионного возраста.
Поможем?..
Не знаем, сумеем ли мы помочь Тимуру увидеть лица своих детей — операция, как признался сам музыкант, очень дорогостоящая. А вот оплатить аренду небольшого помещения в центральной части города для организации в ней музыкальной студии или даже предоставить Тимуру и его команде такое помещение на безвозмездной основе нашим благотворителям, надеемся, по силам.
Господа бизнесмены! Оцените свои возможности, прислушайтесь к голосу сердца: не шевельнулось ли в нем желание оказать поддержку незрячему музыканту, стремящемуся делиться своим творчеством со всем городом и учить музыке всех, кто этого захочет?..