Миасцы «золотого возраста» всегда с нетерпением ждут лета, чтобы услышать, как на бульваре Мира заиграет духовой оркестр, вызывающий ностальгические воспоминания о тех далеких годах, когда под такие же звуки труб и саксофонов они, молодые и веселые, кружились в вальсе на берегу старгородского пруда. Но почему-то мало кто помнит, что в то же самое время существовал в городе еще один оркестр — струнный.
Из любви к искусству
Руководил струнным оркестром Василий Илларионович Семенков, жизнь которого была интересной и насыщенной. В юном возрасте, самостоятельно освоив музыкальную грамоту, он в начале XX века организовал оркестр из трех десятков учащихся Миасской городской школы. Помимо балалаек и семиструнных гитар Семенков ввел в состав оркестра скрипку, контрабас, фортепиано.
В 1914 г. Василий Илларионович уехал в Петроград профессионально учиться музыке, а пять лет спустя, вернувшись, организовал оркестр русских народных инструментов в клубе имени Силкина с количеством участников более 40!
Оркестранты позже вспоминали, что играли они без всякой платы и только из любви к искусству и ради служения общественному делу.
Основную массу оркестрантов составляли молодые рабочие и служащие напилочного завода и студенты Миасского горно-экономического техникума, играющие серьезный классический репертуар на скрипках, мандолинах, гитарах, барабанах, фортепиано.
«Сыгровки» у пианиста
После работы и учебы ребята бежали репетировать в клуб МНЗ, а иногда «сыгровки» проходили в доме пианиста Буталова, который впоследствии вспоминал: «Это был дружный, веселый коллектив во главе с Василием Семенковым, который обучал нас игре на инструментах. Он сам делал партитуру — раскладку нот на отдельные партии для каждой группы инструментов. Все участники оркестра приходили на сыгровки аккуратно, без опоз-даний, не считаясь со временем. Это был пример добросовестности, любви к музыке и ответственности за общее дело».
Оркестр частенько играл на танцах, балах и концертах. В клубе МНЗ постоянно устраивались «Весенние балы», «Разовые балы», «Балы-маскарады» и просто танцевальные вечера. Под звуки струнного оркестра молодежь гуляла по тенистым аллеям городского сада, причем эти гулянья порой устраивались с фейерверками, бенгальскими огнями, лотереями и другими аттракционами.
Так выглядела танцплощадка в горсаду, где выступал оркестр Василия Семенкова.
«Культурная смычка»
Во время вечеров в клубе около эстрады вывешивали программу танцев, и каждый мог узнать заранее, каким будет следующий танец (вальс, краковяк, падеспань, тустеп), чтобы заранее подобрать (ангажировать) себе партнершу или партнера. В антрактах, когда публика отдыхала, оркестр исполнял отдельные музыкальные или вокальные номера.
У напилочного завода была так называемая «культурная смычка» с Миасским горно-экономическим техникумом, поэтому «семенковский оркестр» часто играл на вечерах в техникуме.
Миасская публика так любила струнный оркестр, что когда на танцах играли воспитанники Семенкова (а не баян), желающих потанцевать и послушать хорошую музыку в хорошем исполнении было хоть отбавляй.
В те же годы на танцах играл и духовой оркестр.
Жал «на все педали»
В конце 20-х гг. в связи с переводом горно-экономического техникума из Миасса в Златоуст большая часть студентов-музыкантов «семенковского» оркестра уехали вместе с учебным заведением. В клуб злато-устовского завода перевелся и сам Семенков. Струнный оркестр продолжил свою деятельность. По некоторым данным, в его сос-тав входили 60 человек. Оркестр часто играл на общественных культмассовых мероприятиях в помещении Златоустовского драмтеатра, в рабочем клубе, в педагогическом техникуме, в городском саду. Чтобы звук во время игры на открытом воздухе был слышен на далеком расстоянии, музыкантам приходилось играть громче, чем обычно. Крышки у пианино снимались, и пианист А. Буталов нажимал «на все педали».
Через год горное отделение техникума было переведено в Свердловский горный техникум. Музыканты разъехались, оркестр прекратил свое существование.
Но любители истории края не забыли о нем и продолжают собирать воспоминания людей, которые почти сто лет тому назад вкладывали душу в великое искусство музыки.