По состоянию на 1 марта 2015 года просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в Уральском федеральном округе достигла 35,1 миллиарда рублей, при этом рост долга за год составил порядка 27%. Кстати, около 10% жителей УрФО можно назвать хроническими неплательщиками услуг ЖКХ. Об этом говорится в исследованиях, проведенных «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН».
Отметим, что задолженность нашего округа составляет 17,3% от всех долгов за услуги ЖКХ в России. По объему долга УрФО занимает второе место после Центрального федерального округа.
В самом же округе величина задолженности распределилась следующим образом:
- 7% — Курганская область
- 28,48% — Челябинская область;
- 29,17% — Тюменская область (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа);
- 35,25% — Свердловская область.
Специалисты считают, что на уровень задолженности оказывают непосредственное влияние климатические условия, в которых расположен регион: длительность отопительного сезона растягивается практически на девять месяцев, а, следовательно, потребление топливно-энергетических ресурсов возрастает.
Помимо этого, выявлен еще ряд причин, по которым рост задолженности возрастает:
1. Около 15% должников в УрФО не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который необходимо платить. В отношении коммунальных услуг у ряда граждан сформирована позиция: «платить в последнюю очередь или не платить вообще». Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен лозунгами, что все ресурсы — это общее достояние, поэтому платить необязательно.
2. Около 10% жителей просто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более двух квартир, в одной из которых никто не проживает.
3. В некоторых регионах задолженность растет за счет тех, кто временно не проживает на данной жилплощади: собственники уехали на заработки в другой регион. Таким образом, у них нет стимула оплачивать услуги ЖКХ в срок и в полном объеме — риск остаться, например, без электричества их не пугает. В основном такая практика наблюдается в Свердловской и Челябинской областях.
4. Часто нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т. д.). И в ряде случаев действительно наблюдаются нарушения нормативов со стороны компаний, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги. Но нередко возникают ситуации, когда собственники жилья просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить.
5. Немаловажным фактором послужил резкий рост цен на товары первой необходимости (порядка 20%), а также начавшийся рост безработицы и низкие доходы граждан. Граждане вынуждены увеличить долю расходов на текущие покупки, сократив при этом средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ.
6. Еще одной весомой причиной неоплаты услуг ЖКХ является появление с недавнего времени строки об обязательных платежах за капитальный ремонт. Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на данный момент капремонт отказываются оплачивать 25-35% собственников жилья.
Отметим, что именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. Причем она постоянно возрастает. По итогам 2012 года на услуги ЖКХ в УрФО приходилось более 8% всех трат, в 2013 году — уже 11,5%, в 2014 году — около 13%. Вполне возможно, что по итогам года данный показатель составит 15-20%.
Аналитики «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» прогнозируют, что коммунальная задолженность населения в Уральском федеральном округе в ближайшее время будет только увеличиваться. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране, уровень задолженности по итогам текущего года может продемонстрировать рост в 30-35%.