Наш город всегда славился и славится талантливыми певцами, дирижерами, режиссерами, танцорами, мастерами прикладного творчества. Стоит вспомнить имена Cофьи Манн, Бориса Чагина, Галины Хворост, Тамары Максимович и других.
Но время не стоит на месте, и вот уже на смену опытным бойцам культурного фронта пришла молодежь — пытливая, задорная, ищущая. Сегодня мы расскажем читателям о руководителях вокальных коллективов Наталье Юриной и Юлии Яковлевой, хореографе Анастасии Трапезниковой и научном сотруднике краеведческого музея Дарье Банновой.
Руководитель образцового коллектива ансамбля танца «Рефлексия» Анастасия ТРАПЕЗНИКОВА(на глвном фото в центре):
«Танцы — это мое!»
Настя Трапезникова — человек удивительный. И вроде душа нараспашку — а в то же время загадка. Ничего не скрывает, говорит эмоционально, рассуждает оригинально, тут же анализирует, приводит примеры, а сама переменчива, непостоянна: только что была одна, через секунду — совсем другая. Приходит на ум Грин, «Бегущая по волнам». Почему по волнам?.. Вероятно, потому, что в ее творческом существовании никогда не наступит полный штиль. Шторм — да! Легкий бриз — да! Муссон, пассат — да, но только не безветрие.
Да она и сама не скрывает, что сидеть на месте не ее стихия. Неугомонность когда-то привела школьницу-непоседу Настю в танцевальный коллектив «Шальные девчонки», руководитель которого, Наталья Сунцева, понаблюдав за новенькой, вынесла «приговор»: «Танцы — это твое!». И тем облегчила девочке выбор профессии. Ее коллектив «Команда «Обалдеть!»» со временем перерос эпоху «Стартинейджера» и созрел для более глубоких, серьезных постановок. Потребовалось новое название, и оно не замедлило появиться — «Рефлексия».
На будущий год «Рефлексия» (ЦД «Строитель») отметит свое 20-летие — возраст солидный. А ее руководитель по-прежнему напоминает подростка, темпераментного, порывистого, ищущего.
Пересказывать разговор с Настей — занятие неблагодарное: лучше понять эту мятежную натуру через ее собственные фразы.
«Когда выучилась на режиссера, по-другому взглянула на хореографию. Стала ставить философские танцы с элементом недосказанности, чтобы не давать зрителю готовых решений — пусть сами думают…»
«Я по жизни вечный двигатель…»
«Сколько танцев поставила за 20 лет?.. Ну, не знаю. Бывает, за месяц выстреливает, а порой целый год идею вынашиваешь. У хореографов каждый танец как ребенок. И все мы, по сути, многодетные мамаши…»
«Я и сама выхожу с ними танцевать! Желание быть на сцене и получать аплодисменты с возрастом никуда не уходит. Могу дурачиться, импровизировать, куражиться, а когда слышу ответную реакцию зала, еще больше завожусь…»
«Обожаю своих детей, но не хвалю. Вижу, что молодцы, стараются, и только раз в год, на отчетном концерте, позволяю себе сказать, как я их люблю…»
«Беру в коллектив всех без разбора. Мы же не Вагановское училище! Как я могу сказать, подходят они мне или нет?.. Позанимаемся — и увидим. В нашем деле только один процент таланта и 99 — усердия».
Руководитель коллектива «Рингтон» Наталья ЮРИНА:
«Все — на отлично!»
…Небывалый случай! Получив управленческую специальность в вузе, девушка, не раздумывая, поступила в колледж культуры. Почему, зачем?..
А все просто. Такой уж характер и такая позиция у Натальи Юриной, руководителя вокального коллектива «Рингтон» (ДК «Бригантина»): если что-то делать, то только «на отлично». Отлично училась в школе. Отлично пела в знаменитом бригантиновском коллективе «Камертон», куда ее, семилетку, записала сестра. Отлично закончила вуз.
И могла бы отлично устроиться на госслужбе. А она — раз! — и выбрала другой путь, путь артистки, певицы, педагога. И ей понадобились новые знания, чтобы стать профессионалом в своем деле.
К ней, молодой, неунывающей, энергичной, тянутся и малыши, и дети постарше. «Рингтону» нет и пяти лет, а в нем полсотни маленьких певцов от пяти до 14 лет, таких же «живчиков» и «энерджайзеров». Они даже на сцену выходят вместе: учительница и ее ученики.
— Со временем будут выступать самостоятельно, — рассказывает Наталья. — А пока это и «ноу-стресс», и развлечение, и стимул, и наглядный урок сценического поведения. А если в номере присутствуют танцевальные движения, атрибутика, костюмы (мне приходилось быть Козой, Медведем и Лошадью), то это уже не просто песня, а озорной мини-спектакль.
— Пока моя цель, — продолжает Наталья, — вывозить детей на конкурсы, чтобы привыкали к атмосфере творчества, учились мастерству у более опытных вокалистов. Мы еще мало где были, но, например, с прошлогоднего всероссийского конкурса «Славься, Отечество» (Челябинск) привезли четыре диплома, с кыштымской «Апельсиновой березы» — три лауреатских премии плюс мою. А на последнем, международном, «Птице удачи», — снова два дипломанта и лауреат первой премии! При этом не собираюсь растить из детей суперзвезд.
Гораздо важнее — помочь им освободиться от комплексов и почувствовать радость жизни.
Старший научный сотрудник Миасского краеведческого музея Дарья БАННОВА:
«Получаю огромное удовольствие!»
— В краеведческий музей попала на пятом курсе университета, когда корпела над дипломной работой. Меня заметили и предложили стать одним из научных сотрудников музея. Я с радостью согласилась. Было это в 2008 году.
Многие считают, что скучнее работы не придумаешь — ходишь по залам и рассказываешь одну и ту же экскурсию. Но это совсем не так.
У нас разнообразная и интересная работа: читаем лекции в школах, вузах, пишем сценарии, проводим мероприятия, ездим в областные архивы, библиотеки, пишем статьи в сборники, журналы, выступаем на конференциях, семинарах в разных городах, описываем коллекции и много чего еще.
Не каждый может похвастаться, что любит свою работу. Я же получаю от нее огромное удовольствие.
Однажды проводила экскурсию студентам из Германии. Остановились в избе. Иностранные гости обратили внимание на деревянные вилы. Старалась, как могла, объяснить их назначение, но даже переводчик развел руками, когда немцы спросили: «Это та самая рогатина, с которой русские на медведя охотятся?». Взяли вилы и пошли фотографироваться рядом с чучелом нашего медведя.
Был еще случай. Молодой человек внимательно слушал мой рассказ, задавал вопросы, но меня смущал его пристальный взгляд. Экскурсия закончилась, он попрощался и ушел. Вечером в электронной почте я увидела письмо от этого человека. Он писал, что любит путешествовать, интересуется историей и что почти ничего не слышит, но умеет читать по губам. Вот почему его взгляд был таким пронизывающим.
Руководитель вокального ансамбля «Вьюнок» Юлия ЯКОВЛЕВА:
«Когда работа — в радость…»
«Юля-Славна». Так зовут коллеги Юлию Яковлеву, и, на удивление, милое это имя очень ей к лицу: она и в самом деле мила, скромна, русоволоса, стройна, а нежные веснушки и певучий голос только дополняют портрет.
В культуру не приходят случайные люди. «Юлю-Славну» такой точно не назовешь. Она стремилась сюда с детских лет, и вопрос «Кем быть?» перед ней никогда не стоял. «Только петь!» — сказала Юля, поступила в колледж культуры и искусства, а затем закончила академию.
Какой народник не мечтает о собственном коллективе?.. В 2002 году директор ДК «Динамо» Светлана Кудянова предложила Юлии создать в поселке фольклорный ансамбль.
Потихоньку-полегоньку рос «Вьюнок», и сегодня в нем больше полусотни детей и подростков.
— Мы поем стилизованные народные песни и при этом танцуем, — рассказывает Юлия. — А больше всего девушкам нравится совместное творчество. Вместе выбираем репертуар, придумываем постановки, костюмы.
Два года подряд воспитанники Юлии Яковлевой становятся обладателями стипендии «Миасские звездочки».
Сама же «Юля-Славна» поет в прославленной «Ивушке», а на областном конкурсе «Марафон талантов» завоевала вторую премию.
— Что главное в Юле Яковлевой?
— Позитив, работоспособность, надежность, талант, — не раздумывая, отвечает директор ДК. — В прошлом году удостоилась звания «Лучший в Год культуры».