Десятиклассники школы № 3 задались вопросом: «Что знают о войне наши малыши?». Пришли к учащимся 3-го класса и выяснили, что одним о войне рассказывали бабушки и дедушки, а другие про войну что-то слышали краем уха, но очень мало.
И тогда старшие решили вместе с младшими провести исследовательскую работу, чтобы узнать подробности войны не из фильмов и книг, а из уст участников великой битвы за освобождение мира от фашизма.
Вместо экзамена — фронт
Группа учащихся 10-го и 3-го классов встретилась с тружеником тыла Елизаветой Федоровной Балакаевой и вот что узнала.
Елизавета Федоровна училась в стекольном техникуме в городе Гусь-Хрустальный. 21 июня 1941 года она готовилась к сдаче экзамена по физике, но началась война. Мужчины ушли на фронт (и папа Лизы в том числе), а женщины заняли их место: разгружали из вагонов торф для печей, работали у станка – словом, делали всю тяжелую работу.
Как-то весной прилетел вражеский самолет, опрыскал чем-то поля. Когда снег растаял и люди пошли на поле собирать колоски, то жители двух деревень отравились и умерли.
В 1942 году вернулся домой после госпиталя отец Лизы, а спустя месяц его, до конца не оправившегося после ранения, снова забрали на фронт.
Валили липы, делали лыжи
Через год Елизавета устроилась работать в артель «Молот», где изготавливали лыжи для самолетов.
— В семье я работала одна, — вспоминает Елизавета Федоровна. – Мама сидела с младшими детьми, нас у нее шестеро было. Я, кроме того, подрабатывала конюхом у прокурора. Карточки на хлеб (300 граммов), как работающей, давали только мне. Зимой копали картошку, собирали семечки. Голодали сильно. Морозы были ужасные. Работали без выходных: десять дней в конторе артели, 20 — в лесу, липы на лыжи валили. После работы ходили в госпиталь помогать. Я ухаживала за солдатом, у которого не было обеих рук, писала письма его родным. В военкомате нам выдавали заготовки нижнего белья, и мы с подругами вечерами шили кальсоны и рубашки, вязали носки, чтобы потом все это отправить на фронт. Мама ходила в соседнюю деревню, меняла вещи на муку и другие продукты.
Брат остался жив
В 1943 году брат Лизы, Александр, приписав себе лишний год, написал заявление с просьбой отправить его на фронт. Когда принесли повестку, Александр был на работе. Поезд с новобранцами ушел раньше, чем планировалось, брат не успел на него. Всех отправили под Сталинград, и все погибли. А брат, добравшись до фронта позже, остался жив, хотя и получил ранение, дошел до Берлина. В том же году снова ранили отца. С травмированной ногой он пешком шел до госпиталя (20 километров!), где пролежал полгода.
Зимой 1945 года Елизавету Балакаеву послали учиться на бухгалтера. Там ее и застала победа: «Помню, все высыпали во двор, радовались, смеялись, поздравляли друг друга, а потом был митинг на площади».
Лепешки из комбикорма
После войны голод был еще невыносимее, еще тяжелее. Всю более или менее хорошую одежду променяли на картошку и комбикорм (из комбикорма делали лепешки).
В 1948 году Балакаевы переехали в Миасс, где Елизавета Федоровна встретила своего будущего мужа, участника войны Георгия Петровича Жмаева.
Обычная история жизни простой советской девушки. Таких историй тысячи, миллионы, но из них складывается история нашей страны.
— Мы поражались перемене, происходящей с третьеклассниками, — делились потом старшеклассники. — Их глаза горели любопытством, не было смешков и ухмылок, зато было уважение к ставшей близкой и понятной истории страны.
Т. Романенко, классный руководитель 10 класса, школа № 3.