• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Пятница, 5 декабря 2025 г.
  • Вход
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

В педагогике Германии, по мнению российских учителей, есть рациональное зерно

Миасский Рабочий
Пятница, 06 марта 2015 г.
в рубрике Новости, События

Завершая серию публикаций об особенностях системы образования за рубежом, предлагаем вниманию читателей рассказ психолога лицея № 6 Майи Смирнягиной, которая в составе группы педагогов Челябинской области побывала на стажировке в Германии.

Не мешайте детям!

— В немецком детском саду наши дошкольные работники первым делом спросили: «По какой программе вы занимаетесь с детьми?». В ответ: «Ни по какой!» — «Какие занятия проводите?» — «Никакие».— «Музыка есть у вас?» — «Зачем? Дети поют в церковном хоре». — «А математика?.. Развитие речи?..» — «Это задача родителей». — «Как же вы готовите ребенка к школе?» — «Готовим психологически: чтобы умел общаться, был толерантен, самостоятелен, эмоционально устойчив, чтобы были развита мелкая и крупная моторика…» — «Но как решить эти задачи, если занятий нет?» — «Смотрите сами…»

И вот что мы увидели. Утром приходят дети, человек сто. В садике нет групповых помещений (в нашем понимании), но зато есть с десяток комнат, приспособленных для различных видов деятельности: спорта, творчества, отдыха, сюжетно-ролевых игр и даже для «страшилок» и «пугалок»! В каждой — один воспитатель.

Ребенок идет туда, куда ему хочется. Воспитатель (в комнате творчества например) спрашивает: «Что будем сегодня делать? Есть краски, бумага, пластилин…». Дети идут и делают то, что пожелают. Педагог наблюдает, но НИЧЕГО не показывает, потому что, по глубокому убеждению немцев, «творчество у детей идет изнутри, ему нельзя навязывать наше видение и мешать, таким образом, процессу созидания». Вот такая позиция.

Чаще всего дети идут, конечно, к любимому воспитателю, а так как взрослые ежедневно перемещаются  из комнаты в комнату, получается, что ребенок все время занимается разным — то прыгает на матах, то выходит на прогулку, то слушает страшные сказки, то лепит и рисует.

На позитиве

Меня как психолога заинтересовало, как адаптируется в детсаду вновь прибывший малыш. Удивилась, узнав, что мама может находиться с ребенком ровно столько (месяц или два!), сколько понадобится для того, чтобы он освоился, привык, оторвался от ее руки и сам захотел куда-то пойти.

Мама спокойно уходит, а ребенок сидит и наблюдает за тем, что происходит вокруг. Никто его никуда не тащит, но, проходя мимо, воспитатель может с улыбкой сказать: «Не хочешь пойти со мной порисовать?». Отказался — и ладно, посиди еще. Согласился — дело сделано!

Никакой агрессии не заметила я между детьми, никакого насилия и принуждения со стороны воспитателей — все спокойно, доброжелательно, на позитиве.

По приказу — лучше?

Признаюсь, сначала испытала шок от увиденного в детском саду: «Детей просто пасут и ничему не учат!». А потом подумала о маленьких россиянах, заорганизованных до предела: сели, встали, построились, рисуем зайчика, учим буквы, играем в «Гуси-лебеди»… Все — по приказу.

И где же тогда инициатива, где самостоятельность ребенка? Фактически в наших садах учебная деятельность перекрывает игровую, которая в до-школьном возрасте считается ведущей. Если ребенок не наигрался, то он не готов к обучению в школе.

Насилие над развитием детей в саду, а потом и дома (родители «лучше знают», в какие кружки отдать чадо и чему научить — танцам, пению, языку…) не дает раскрыться личности.

Получается, что у нас одна крайность, у немцев — другая. Не скажу, что лучше, а что хуже, но в германской педагогике есть свое рациональное зерно.

Родил ребенка — отвечай

В немецкой школе учатся до 15 часов: четыре урока, потом большая перемена (час-полтора), когда можно покушать, погулять, — и еще два-три урока. В 16 часов ребенка забирает школьный автобус или родители, потому что до 14 лет подростку нельзя появляться на улице одному.

В Германии ответственность за воспитание детей целиком лежит на родителях.

Подобная система есть и в Канаде: родил ребенка — следи, чтобы он ходил в школу, делал уроки. Не справляешься — поможем, подскажем, но если и в этом случае ничего не изменится, то мы найдем твоему ребенку другую семью, которая его хорошо воспитает.

Кто требует внимания?

Вместе с табелем успеваемости родители в конце семестра получают оценки личностных качеств ребенка, где указано, умеет ли он самостоятельно работать на уроке и дома, достаточно ли организован, может ли налаживать отношения с коллективом и т. д.

Причем оценки ставятся не в баллах, а словесные: «сформировано достаточно хорошо» или «требует внимания». Если у родителей возникают вопросы, они пишут: «хотел бы переговорить с педагогом (психологом)». Классный руководитель назначает время встречи, где обсуждается выявленная проблема и помощь, которую могут оказать в ее решении.

Одноклассники не знают об успеваемости друг друга, потому что оценки ни в коем случае не оглашаются при всем классе. Учитель просто фиксирует для себя результаты прохождения разделов программы, а общие результаты по предметам приходят родителям в запечатанных конвертах.

Обстановка в школе спокойная, так как вся накопившаяся энергия выплескивается во время большой перемены.

Никакого насилия

Минус немецкой школы, на мой взгляд, — в отсутствии урока литературы. Есть предмет «немецкий язык», в рамках которого изучают то, что выбрал учитель. Посчитал педагог нужным изучать родной язык на примере стихов Гете — изучают Гете. Выбрал что-то другое — это его право.

У учителя нет рабочей программы, есть только конечный результат, которого надо добиться, и полная свобода выбора способов достижения цели.

Помните принцип? Никакого насилия над педагогом и ребенком! А что касается приобщения к мировой и национальной культуре, это опять же задача родителей. Хотят они видеть отпрыска всесторонне развитым — пусть читают вместе с ним.

Нет у юных немцев и информатики. Есть знакомство с компьютером на уроках, а если школьнику понадобится больший объем знаний, он может пойти на курсы.

В отличие от нас, в Германии нет единой образовательной программы для всей страны, потому что она разделена на 16 земель, в каждой из которых свое министерство образования и своя программа.

Коллеги из Нижней Саксонии (именно у них мы гостили) одобрительно отзывались о российской школе (нравилось наше преподавание литературы, точных и естественных наук), участии наших ребят в олимпиадах и конкурсах.

Но главное, на что хотелось бы обратить внимание наших педагогов и родителей, — это то, что не только знания будут необходимы ученику в будущем. Намного важнее ответственность, организованность, инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, а это возможно, если «по-другому относиться к детям» — у немцев недопустимо повышать голос на ученика, но любое нарушение дисциплины или несделанные домашние задания так просто без внимания не оставят…


Хештеги: ГерманиядетиМиасспедагоги

Похожие темы

Парк «Я люблю Тургояк» — победитель всероссийской премии

Бесплатные путевки в лагеря и санатории получат около 10 тысяч детей Челябинской области

14.06.2025
Ярко и весело отметили День защиты детей в Миассе. Фоторепортаж

Ярко и весело отметили День защиты детей в Миассе. Фоторепортаж

02.06.2025
Подписаться
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Популярное сегодня

  • тучи, небо, Миасс, дом, Комарово,До минус 9 градусов ожидается в Челябинской области 04.12.2025 В Миассе будет пасмурно.
  • Почему болит спина?Почему болит спина? 05.12.2025 Боль в спине — проблема, с которой сталкивается огромное количество…
  • ЖКХ свет вода газКоммунальная сводка на 5 декабря 04.12.2025 Плановые работы.
  • DSC_4622Владимир Васильев об успехах спортсменов, крупных… 05.12.2025 Уходящий 2025 год ознаменовался не только новыми рекордами на спортивных…
  • ЖКХ свет вода газКоммунальная сводка на 1 декабря 30.11.2025 Плановые работы.

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить