Завершая серию публикаций об особенностях системы образования за рубежом, предлагаем вниманию читателей рассказ психолога лицея № 6 Майи Смирнягиной, которая в составе группы педагогов Челябинской области побывала на стажировке в Германии.
Не мешайте детям!
— В немецком детском саду наши дошкольные работники первым делом спросили: «По какой программе вы занимаетесь с детьми?». В ответ: «Ни по какой!» — «Какие занятия проводите?» — «Никакие».— «Музыка есть у вас?» — «Зачем? Дети поют в церковном хоре». — «А математика?.. Развитие речи?..» — «Это задача родителей». — «Как же вы готовите ребенка к школе?» — «Готовим психологически: чтобы умел общаться, был толерантен, самостоятелен, эмоционально устойчив, чтобы были развита мелкая и крупная моторика…» — «Но как решить эти задачи, если занятий нет?» — «Смотрите сами…»
И вот что мы увидели. Утром приходят дети, человек сто. В садике нет групповых помещений (в нашем понимании), но зато есть с десяток комнат, приспособленных для различных видов деятельности: спорта, творчества, отдыха, сюжетно-ролевых игр и даже для «страшилок» и «пугалок»! В каждой — один воспитатель.
Ребенок идет туда, куда ему хочется. Воспитатель (в комнате творчества например) спрашивает: «Что будем сегодня делать? Есть краски, бумага, пластилин…». Дети идут и делают то, что пожелают. Педагог наблюдает, но НИЧЕГО не показывает, потому что, по глубокому убеждению немцев, «творчество у детей идет изнутри, ему нельзя навязывать наше видение и мешать, таким образом, процессу созидания». Вот такая позиция.
Чаще всего дети идут, конечно, к любимому воспитателю, а так как взрослые ежедневно перемещаются из комнаты в комнату, получается, что ребенок все время занимается разным — то прыгает на матах, то выходит на прогулку, то слушает страшные сказки, то лепит и рисует.
На позитиве
Меня как психолога заинтересовало, как адаптируется в детсаду вновь прибывший малыш. Удивилась, узнав, что мама может находиться с ребенком ровно столько (месяц или два!), сколько понадобится для того, чтобы он освоился, привык, оторвался от ее руки и сам захотел куда-то пойти.
Мама спокойно уходит, а ребенок сидит и наблюдает за тем, что происходит вокруг. Никто его никуда не тащит, но, проходя мимо, воспитатель может с улыбкой сказать: «Не хочешь пойти со мной порисовать?». Отказался — и ладно, посиди еще. Согласился — дело сделано!
Никакой агрессии не заметила я между детьми, никакого насилия и принуждения со стороны воспитателей — все спокойно, доброжелательно, на позитиве.
По приказу — лучше?
Признаюсь, сначала испытала шок от увиденного в детском саду: «Детей просто пасут и ничему не учат!». А потом подумала о маленьких россиянах, заорганизованных до предела: сели, встали, построились, рисуем зайчика, учим буквы, играем в «Гуси-лебеди»… Все — по приказу.
И где же тогда инициатива, где самостоятельность ребенка? Фактически в наших садах учебная деятельность перекрывает игровую, которая в до-школьном возрасте считается ведущей. Если ребенок не наигрался, то он не готов к обучению в школе.
Насилие над развитием детей в саду, а потом и дома (родители «лучше знают», в какие кружки отдать чадо и чему научить — танцам, пению, языку…) не дает раскрыться личности.
Получается, что у нас одна крайность, у немцев — другая. Не скажу, что лучше, а что хуже, но в германской педагогике есть свое рациональное зерно.
Родил ребенка — отвечай
В немецкой школе учатся до 15 часов: четыре урока, потом большая перемена (час-полтора), когда можно покушать, погулять, — и еще два-три урока. В 16 часов ребенка забирает школьный автобус или родители, потому что до 14 лет подростку нельзя появляться на улице одному.
В Германии ответственность за воспитание детей целиком лежит на родителях.
Подобная система есть и в Канаде: родил ребенка — следи, чтобы он ходил в школу, делал уроки. Не справляешься — поможем, подскажем, но если и в этом случае ничего не изменится, то мы найдем твоему ребенку другую семью, которая его хорошо воспитает.
Кто требует внимания?
Вместе с табелем успеваемости родители в конце семестра получают оценки личностных качеств ребенка, где указано, умеет ли он самостоятельно работать на уроке и дома, достаточно ли организован, может ли налаживать отношения с коллективом и т. д.
Причем оценки ставятся не в баллах, а словесные: «сформировано достаточно хорошо» или «требует внимания». Если у родителей возникают вопросы, они пишут: «хотел бы переговорить с педагогом (психологом)». Классный руководитель назначает время встречи, где обсуждается выявленная проблема и помощь, которую могут оказать в ее решении.
Одноклассники не знают об успеваемости друг друга, потому что оценки ни в коем случае не оглашаются при всем классе. Учитель просто фиксирует для себя результаты прохождения разделов программы, а общие результаты по предметам приходят родителям в запечатанных конвертах.
Обстановка в школе спокойная, так как вся накопившаяся энергия выплескивается во время большой перемены.
Никакого насилия
Минус немецкой школы, на мой взгляд, — в отсутствии урока литературы. Есть предмет «немецкий язык», в рамках которого изучают то, что выбрал учитель. Посчитал педагог нужным изучать родной язык на примере стихов Гете — изучают Гете. Выбрал что-то другое — это его право.
У учителя нет рабочей программы, есть только конечный результат, которого надо добиться, и полная свобода выбора способов достижения цели.
Помните принцип? Никакого насилия над педагогом и ребенком! А что касается приобщения к мировой и национальной культуре, это опять же задача родителей. Хотят они видеть отпрыска всесторонне развитым — пусть читают вместе с ним.
Нет у юных немцев и информатики. Есть знакомство с компьютером на уроках, а если школьнику понадобится больший объем знаний, он может пойти на курсы.
В отличие от нас, в Германии нет единой образовательной программы для всей страны, потому что она разделена на 16 земель, в каждой из которых свое министерство образования и своя программа.
Коллеги из Нижней Саксонии (именно у них мы гостили) одобрительно отзывались о российской школе (нравилось наше преподавание литературы, точных и естественных наук), участии наших ребят в олимпиадах и конкурсах.
Но главное, на что хотелось бы обратить внимание наших педагогов и родителей, — это то, что не только знания будут необходимы ученику в будущем. Намного важнее ответственность, организованность, инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, а это возможно, если «по-другому относиться к детям» — у немцев недопустимо повышать голос на ученика, но любое нарушение дисциплины или несделанные домашние задания так просто без внимания не оставят…