Чем можно измерить человеческую жизнь? Прожитыми годами, карьерным ростом, детьми и внуками, достижениями в работе, наградами…
Главное — надежный тыл
Этот перечень можно долго продолжать, потому что жизнь многообразна, и у разных людей складывается по-разному. Немало зависит от того, какие выбраны приоритеты. О них, в частности, и о жизни в целом мы разговаривали с почетным гражданином города Миасса Николаем Васильевичем БАРДОВЫМ. Наступил весенний месяц март и 85-й день рождения Николая Васильевича. А родился он в одной из деревень Горьковской (ныне Нижегородской) области 7 марта 1930 года — получается, что накануне праздника милых женщин.
Забегая вперед, скажем, что любящие женщины окружают его с детства: сначала были мама и три сестры, затем жена Елена Федоровна, с которой они вместе уже более 60 лет, дочка и внучки. Без любимой семьи Николай Васильевич не представляет своей жизни и считает, что если чего и добился в ней, то во многом благодаря своему «тылу».
Это слово из военной терминологии заставляет вспомнить далекие военные годы. Семья Бардовых жила в Горьком, родители, сестры работали на военном заводе, а младший из детей и единственный сын Коленька, несмотря на военное лихолетье, учился в школе. В победном 1945-м успешно закончил семилетку и поступил в Горьковский авиационный техникум на авиамоторостроительное отделение. А спустя еще четыре года по распределению Николай Васильевич приехал в Златоуст в только что созданное СКБ-385, и началась его серьезная самостоятельная жизнь.
Трудовой стаж — 53 года
Девятнадцатилетнего молодого специалиста назначили мастером на участок изготовления хвостового отсека ракеты Р-1, или ФАУ-2. Он был включен в бригаду, созданную специально для восстановления сложного технологического оборудования, вывезенного из Германии. Работал в этой бригаде и будущий космонавт Константин Феоктистов. Много лет спустя, уже после полета Феоктистова в космос, бывшие коллеги встретились и вспомнили, с чего начиналось ракетостроение на Урале. «Горжусь, что стоял у истоков этого большого, важного и интересного дела», — сказал Николай Васильевич Бардов и продолжил рассказ о своей работе: первые 17 лет — в Златоусте, а с 1966 по 2002 гг. — в Миассе. Получается 53 года активной производственной деятельности, в том числе на таких ответственных должностях, как заместитель директора завода — начальник объекта № 3 ЗМЗ (ныне Миасский машиностроительный завод), первый заместитель начальника КБМ — главный инженер предприятия.
Былое и думы
Говоря о начале миасского периода жизни, Николай Васильевич всегда с большой благодарностью вспоминает генерального конструктора КБ машиностроения Виктора Петровича Макеева. Их первая встреча состоялась в 1953 г. в ОКБ С. П. Королева, куда начинающие уральские ракетчики приехали ознакомиться с конструкцией и технологией изготовления ракеты 8А-61. А занимался этим как раз Виктор Петрович Макеев. Так что, приехав через пару лет работать на Урал, будущий большой ученый Макеев с радостью встретил своего знакомого, ставшего с тех пор соратником и другом. В 1966 г. именно В. П. Макеев стал инициатором переезда Н. В. Бардова на работу в Миасс.
Николай Васильевич вспоминает: «Это было сложное время в жизни КБ и завода. Шло освоение изделия 4К-10. Кроме того, на объекте было необходимо создать приборное производство, что потребовало проведения реконструкции большинства цехов объекта. Увеличение объемов производства, строящийся машгородок, дефицит электроэнергии, хозпитьевой и горячей воды для отопления и многие другие проблемы требовали решения». И Николай Васильевич с головой ушел в работу. Была она трудной, но разнообразной и живой, с ощутимыми результатами в виде построенных производственных корпусов, жилых домов, объектов соцкультбыта, которые и сегодня служат делу и людям. А Николай Васильевич Бардов помнит, какой из них как «пробивался» в министерстве, строился, сдавался. На вопрос, какой город ближе: Златоуст или Миасс, он ответил одним словом: «Машгородок».
Также не задумываясь, искренне Николай Васильевич ответил и на другие вопросы:
— Какие качества прежде всего цените в людях?
— Честность, порядочность во всех смыслах. Уважаю людей, ведущих здоровый образ жизни. Сам я в молодости играл в футбол, в русский хоккей, недавно только перестал ходить на лыжах, но каждый день хожу пешком. И раньше, даже имея служебный транспорт, я 21 год в любую погоду ходил на работу только пешком!
— Что вас сегодня волнует?
— Все волнует, как всех. От международной политики до растущих цен в магазинах и аптеках.
— В чем, по-вашему, счастье?
— В мире, в семье, чтобы близкие были живы и здоровы.
— Скромность — это черта вашего поколения?
— Так нас родители воспитали.
— Материальные ценности для вас на каком месте?
— Ну уж точно не на первом! Роскошью в нашей жизни был разве что автомобиль. У меня в жизни их было четыре: послевоенный «Опель», «Москвич-407», «Волга-ГАЗ-21» и «Нива». Лучшим автомобилем считаю «Волгу». Мы много семьей путешествовали. Я подсчитал, что наездил за жизнь полтора миллиона километров.
— Что сегодня вам нравится делать?
— Люблю свой сад. Работаю в нем и отдыхаю. На наших пяти сотках растут 10 яблонь и груш, есть слива, малина, смородина, две теплицы.
— А дача у вас большая?
— Гордость нашей дачи — камин в комнате. Есть спаленка, кухня и веранда. Вполне достаточно.
— Как отмечаете дни рождения?
— Всегда в кругу семьи.
— Что пожелаете тем, кто продолжает ваше дело?
— Чтобы заботились о людях. Это самое главное!
Н. КЛОЧКОВА. Материал предоставлен пресс-службой АО «ГРЦ Макеева».