Количество маршрутов электропоездов в Челябинской области на сегодняшний день зависит от тех решений, которые будут приняты федеральным правительством.
Об этом рассказали сегодня, 10 февраля, представители областных министерств на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс», сообщает «Полит74.ru».
— Сейчас чувствую себя как Борис Ельцин, когда он заявил, что если поднимут цены – он ляжет на рельсы. Год назад я тоже заявлял, что сокращать электрички мы больше не планируем, но обстоятельства сложились иначе, — сказал замминистра дорожного хозяйства и транспорта Сергей Смольников.
Он напомнил, что до 2011 года в Челябинской области курсировало 111 электропоездов. В то время существовала другая концепция железнодорожного транспорта: все расходы несла РЖД. Организация движения электропоездов – это всегда убыточный и субсидируемый вид деятельности. Железная дорога компенсировала убытки от пригородного транспорта за счет прибыли от грузоперевозок.
Но в 2011 году была создана сеть пригородных компаний, которые арендуют подвижной состав у РЖД. Поэтому с этого времени в Челябинской области, как и в других регионах страны, стало происходить поэтапное сокращение количества электропоездов, а обязанность компенсации убытков возложена на областной бюджет. Эти суммы всегда были неподъемными для регионов, и составляют сотни миллионов рублей.
— С тех пор нам приходилось более взвешенно подходить к составлению сети маршрутов, и сокращать электрички, которые «перевозят воздух». Поэтапно сокращались маршруты, на которых заполняемость вагонов составляла меньше 12 процентов. Конечно, это очень тяжело, люди привыкли к определенному укладу жизни. Более того, для некоторых населенных пунктов электропоезда являются единственным транспортом, другое сообщение там отсутствует, — подчеркнул Сергей Смольников.
В 2013 году в Челябинской области произошло самое глобальное уменьшение сети пригородных маршрутов – отменены 38 поездов. Это вызвало массовый социальный протест. За это время в области проведена большая работа по организации альтернативного транспортного сообщения. Построены автомобильные дороги, запущены дополнительные автобусные маршруты.
— В прошлом году мы полагали, что 59 маршрутов – это порог, дальше которого мы опускаться не будем. Но в начале года произошли форс-мажорные обстоятельства. 1 января железнодорожники приняли решение о повышении ставок оплаты за пользование дорожной инфраструктурой, которая относится к субъекту федерации, — рассказал Сергей Смольников.
Он пояснил, что речь идет об имуществе, которое железная дорога передает в аренду — рельсы, шпалы, вокзалы, платформы, и так далее. До 2015 года львиную долю этих средств железной дороге оплачивал федеральный бюджет, она составляла 99 процентов, и только один процент ложился на плечи регионального бюджета. Но в конце прошлого года федеральное правительство приняло решение, что теперь сможет выделить на эти цели только 25 миллиардов рублей в год. Расходы железной дороги составляют порядка 36 миллиардов, и эту разницу теперь необходимо покрывать за счет региональных бюджетов.
— Представьте, что теперь вместо одного процента мы должны платить 25, то есть, расходы выросли в 25 раз! Если в абсолютных цифрах, один процент – это 3 миллиона 750 тысяч рублей, 25 процентов – это более 92 миллионов рублей, которые упали на наш областной бюджет буквально ниоткуда, — поясняет Сергей Смольников.
В областном бюджете было заложено 100 миллионов рублей на погашение выпадающих убытков «Свердловской пригородной компании». В 2013 году фактически убытки составили 106,5 миллиона рублей, в 2014 году по предварительным данным — 180 миллионов рублей.
— В областном бюджете нет таких сумм. По договоренности с СПК наш долг мы переносим на следующий год. Но когда стало ясно, что нам придется заплатить 180 миллионов, плюс еще 92 миллиона, к которым прибавляются суммы от увеличения ставок за аренду вагонов – это вылилось в космическую сумму! Железнодорожники это понимают, поэтому заключили с нами договор на обслуживание пригородных поездов только на первый квартал 2015 года, — рассказал Смольников.
Он пояснил, что именно по этим причинам министерству транспорта пришлось пойти на непопулярное решение, и сократить еще 12 маршрутов электропоездов. Под сокращение попали поезда Челябинск-Еманжелинск, Верхний Уфалей-Екатеринбург, Верхний Уфалей-Челябинск.
Заполняемость электричек до Еманжелинска — от 1 до 12 процентов. Убытки от их курсирования составляют 15 миллионов рублей в год. Было решено оставить только утренние и вечерние рейсы, дневные были сокращены. На Верхний Уфалей ведет неэлектрифицированный участок пути, по нему курсируют так называемые «рельсовые автобусы», которые сами по себе тоже дороги в эксплуатации. Маршрут приносит убытков до 50 миллионов рублей в год.
— При условии, что стоимость аренды этих вагонов планируют увеличить на 7-20 процентов, это получается «золотой маршрут», — подчеркивает Смольников.
Но после того, как президент Владимир Путин раскритиковал действия Минтранса и РЖД по сокращению электричек, на следующий же день «Свердловская пригородная компания» восстановила движение всех отмененных маршрутов. Как подчеркнул Сергей Смольников, электрички ходят, но все проблемы так и остаются нерешенными. На сегодняшний день все зависит от того, какие действия будут предприняты на федеральном уровне.
— Остался вопрос – за чей счет банкет? На сегодняшний день никаких указаний от федеральных органов у нас нет. Одним из вариантов решения проблемы может быть возвращение оплаты за пользование инфраструктурой для региональных бюджетов до уровня одного процента. Возможно, будут изменены подходы к тарифообразованию РЖД. Например, в 2013 году расходы «Свердловской пригородной компании» составили 550 миллионов рублей, и только 121 миллион – это собственные расходы. Все остальное ушло на оплату аренды подвижного состава, плюс НДС. Есть предложения о снижении НДС до 10 процентов, либо о полной его отмене. Возможно, оптимизировать расходы позволит передача подвижного состава в собственность пригородных компаний, — пояснил Сергей Смольников.
Как подчеркнула начальник отдела регулирования цен министерства тарифного регулирования и энергетики Мария Сластникова, у правительства Челябинской области и «Свердловской пригородной компании» по-прежнему имеются разногласия по поводу методики исчисления убытков. В частности, СПК до сих пор не провело работу по установке датчиков в поездах, которые позволили бы вести точный подсчет пассажиров. Методика расчета затрат была утверждена еще в 2010 году, и давно требует изменений.
Как подчеркнули чиновники, совместная работа правительства региона и «Свердловской пригородной компании» продолжается, однако на сегодняшний день развитие ситуации будет полностью зависеть от решений федеральных властей.