Большинство из нас, слыша слова «история края», «краеведение», сразу представляют старую часть города. Да, верно, отсюда начиналась наша история. Но развитие ее этим кусочком земли не ограничилось.
Город потихоньку прирастал новыми районами, и одной из первых новостроек стала центральная часть города, которую мы по привычке коротко называем автозаводом, имея в виду не предприятие, а жилые кварталы.
От Новостройки — к Октябрьскому
А между прочим, поначалу центральная часть города называлась Новостройкой, только в 1950 году переименовавшись в поселок Октябрьский.
Конечно же, центральной она в те годы не была. Рабочие, прибывшие в начале войны вместе с эвакуированным из Москвы автомоторным заводом, жили в землянках, бараках, неказистых домишках. Но уже тогда, в военные годы, начиналась закладка главной улицы города.
Сам проспект еще только значился в чертежах, но непрерывным потоком шли сюда грузовики с камнем, песком, бревнами, а паровозик-«кукушка» по узкоколейке, тянущейся от проходной завода до станции Миасс, старательно возил материалы для строительства. Появилась лесопилка, прокладывались дороги, возводились производственные корпуса стройбазы, а вместе с ними росли и жилые дома, которые строились пленными немцами и венграми.
В 1961 году проспект Сталина переименовали в проспект Автозаводцев.
«Сталинки» на проспекте Сталина
Прошло больше полсотни лет, а дома на проспекте — с лепными украшениями, сказочными башенками, затейливыми решетками, балконами различной конфигурации, элегантными эркерами (эркер — многогранная выступающая часть здания с несколькими проемами для окон) — до сих пор радуют глаз.
В 1957 году из старой части города сюда переезжает исполком Совета и горком КПСС. Октябрьский поселок становится центральной частью Миасса и начинает именоваться автозаводом.
Многие горожане не знают, что и центральная магистраль не всегда носила то название, которое имеет сейчас (хотя путем нехитрых размышлений его можно элементарно вычислить, ведь квартиры в зданиях на проспекте частенько в разговоре называют «сталинками»). Первоначально она действительно была проспектом Сталина и только в 1961 году получила новое гордое имя — проспект Автозаводцев.
Дома на проспекте все так же радуют глаз.
История, которая близко-близко
Особый размах строительства пришелся на 60-е годы, а в 70-х проспект стал просто изумительно красив. Молодые уже не помнят, сколько зелени было на центральной улице, особенно в сквере, разделявшем дорогу на две части и обнесенном ажурной чугунной загородкой.
Он тянулся от улицы Ферсмана до Победы, был сплошь уставлен скамеечками, которые не пустовали ни днем, ни ночью. Здесь любили посидеть в тени деревьев пожилые миасцы, гуляли школьники и молодые мамы с колясками, а рабочие после смены шли домой. В 80-е годы, когда увеличился поток транспорта, сквер стал мешать дорожному движению, и городу пришлось расстаться с ним.
Время многое изменило на проспекте, но если вдруг захочется окунуться в прошлое, взгляните на Дворец культуры, на башни-близнецы рядом с ним, на монументальное здание геологоразведочного колледжа, на школы № 29 и 17, на здание Пенсионного фонда — и вот она, история, близко-близко.
И еще: не поленитесь внимательно рассмотреть фотографии, представленные городским краеведческим музеем. Вот таким он был, наш автозавод…
Дарья БАННОВА, старший научный сотрудник городского краеведческого музея.
Листая старые газеты…
«Октябрьский поселок автозаводцев в строительных лесах. Рядом с тремя многоэтажными зданиями по проспекту Сталина, появившимися в 1954 году, возводится уже третий этаж нового жилого дома № 38. При въезде в городок открывается панорама строительства горного техникума: огромный учебный корпус уже подведен под крышу; стрелы двух мощных башенных кранов, скрипя, поднимают контейнеры с кирпичом на четвертый этаж строящегося общежития; заложены дом для преподавателей, автогараж. Закончились земляные работы на строительной площадке дома № 34. Недалеко от него экскаватор роет траншею под фундамент Дворца культуры, который завершит в ближайшем будущем архитектурный ансамбль центра городка автомобилестроителей». /«Миасский рабочий» от 14 января 1955 г.