Несколько сотен человек, основная масса которых — подростки, буквально после одной затяжки падали в обморок или начинали вести себя как шизофреники… Тем временем продавцы уверяют, что психотропные вещества легальны и безобидны. Однако те, кто на них подсаживается, умирают или лежат в больницах в состоянии овоща.
Кому спайс?
Свои номера телефонов «поставщики-продавцы» готовы написать даже на заборе. В прямом смысле этого слова. Сейчас с такими надписями в Миассе борются активно. Волонтеры, комитет по делам молодежи при поддержке администрации города и сотрудников правоохранительных органов закрашивают предложения дилеров краской.
«Продукт» продавцы распространяют и путем смс-рассылки, не брезгуют онлайн-объявлениями.
Одному торговцу, который таким образом предложил мне «товар», я представилась как потенциальный покупатель. Попросила помочь в выборе, так как опыта в этом деле у меня нет. Тишина. Решила позвонить по номеру, с которого пришло сообщение. В ответ услышала: «Абонент не зарегистрирован в Сети». То ли его насторожила моя неопытность, то ли что-то еще, но ни узнать больше, ни получить товар не удалось.
Затянулся — и стал… роботом
Зато практически все о спайсах и об их сбытчиках знают сотрудники Миасского межрайонного отдела по пресечению незаконного оборота наркотиков.
По словам заместителя начальника отдела Олега Жукова, распространение спайсов — это настоящий бизнес, где у продавца есть своя клиентская база, конкуренты и где, конечно же, не обходится без мошенников. Кроме того, «бизнесмены» предлагают и другие психотропы, например «марки», «скорость». Правда, из рук в руки никто ничего не передает. Места «закладки» (так называют тайники) самые неожиданные: скамейка у дома на другом конце города, вентиляционные трубы в подъезде или где-нибудь под деревом в частном секторе. Бывают случаи, когда мошенники с целью наживы просто обманывают с адресом.
— Наркоситуация в Миассе нелегкая, но и не такая опасная, как, например, в крупных городах. Большую популярность среди подростков набирают спайсы. Человек, выкуривающий его, ощущает сильнейший дурман. Поражается не только физическое здоровье, но и психика человека. Привыкание может наступить даже с первого раза, — рассказывает Олег Жуков.
По его словам, фатальные изменения личности происходят в период от двух до трех месяцев их употребления. Сначала человек становится раздражительным, утрачивает так называемое тонкое чутье — грань между тем, что можно и чего нельзя. Следом развиваются более глобальные последствия вплоть до полной деградации. Клинические проявления наркотика — эйфория с переходом в депрессию с ярко выраженной тревогой, неприятными ощущениями в теле, ломотой, повышением температуры, нарушением сна.
— Порой задержанные рассказывают такие истории, что волосы дыбом встают, — делится руководитель. — Например, один из них после употребления спайса почувствовал себя… роботом и решил, что может выбраться из квартиры через окно, съезжая по стене.
Что удивительно, ранее считалось, что употребление и распространение спайсов и курительных смесей не такое уж и страшное преступление в отличие от употребления и сбыта героина и других наркотиков. Несколько лет назад их вообще продавали в открытую, в том числе в Миассе — в одном из ларьков в центральной части города.
— Сейчас все «соли» и спайсы отнесены к наркотическим средствам, — поясняет Олег Жуков. — При появлении новой формулы они временно включаются в список запрещенных веществ органами ФСКН Челябинской области. В 2014 году в суд отправлены три дела по организованной преступной группировке, занимающейся сбытом спайса и солей. Несколько дел пока находятся в разработке. И это не считая одиночных сбытчиков. В текущем году в отношении шести «бизнесменов» дела уже отправлены в суд, в отношении стольких же дилеров еще ведутся. Но молодежь продолжает заниматься сбытом этого зелья, думая получить легкие деньги. Эта идеология — нигде не работать и хорошо жить — очень распространена сейчас среди нынешнего поколения…
Это наше общее дело
В борьбе с наркосбытчиками отделу по борьбе с наркотиками помогает уголовный розыск, следственный отдел и неравнодушные жители.
— Одно дело — выявить возможных преступников и задержать, другое — доказать их вину. Порой приходится неделями продумывать план, просчитывать на несколько шагов возможные хитрости преступников. Вообще, хотелось бы, чтобы жители были активнее и помогали правоохранительным органам выявлять наркодилеров. Для этого существует телефон доверия 56-46-63, — говорит Олег Александрович.
Проблему наркомании он считает общей, а не касающейся только тех, кто употребляет зелье.
— Это наши проблемы. Сегодня подросток курит спайс, а завтра, если не покончит с собой во время «прихода» (наркотического опьянения) или не погибнет от некачественного состава смеси, станет употреблять что-то посильнее — героин, «крокодил» и т. д. Например, героиновый наркоман расходует в день около трех тысяч рублей. В месяц — около ста тысяч. Как правило, он не работает. Откуда деньги? Воровство, грабежи. Плюс распространение наркотиков. К тому же наркоман — это проблема для семьи. Он все вынесет из дома. Он пойдет на любое преступление, он мать родную продаст!
По мнению Олега Александровича, бывших наркоманов не бывает. Бывает долгая ремиссия, то есть неупотребление в течение даже десяти, пятнадцати лет. Но тяга все равно не проходит, даже таким людям постоянно хочется употребить наркотик, им тяжело. Это болезнь, прочно заседающая где-то в мозге человека, и нужно бороться с ней на начальной стадии.
Как считает Олег Жуков, требуются более жесткие меры. Наркоманов следует лишать прав на управление транспортом, ограничивать право на работу в занимаемых должностях. В школах и вузах необходимо поголовно в рамках диспансеризации проверять всех детей. Пусть результаты тестов будут известны только родителям. Не стоит забывать, что в 90 процентах случаев корни наркомании семейные, когда родителям все равно, чем занимается их ребенок…
ЗНАЙ ЗАКОН!
Статья 228 УК РФ. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, грозят лишением свободы сроком до трех лет.
Статья 232 УК РФ. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов грозит лишением свободы сроком от двух до семи лет.
В ТЕМУ
Как определить, употребляет ли ребенок спайс?
Стоит обратить внимание на расширенные зрачки, учащенное сердцебиение, плохую память и отсутствие аппетита.
У ребенка могут резко меняться настроение и ритм жизни: не спит ночью, а днем — вялый и заторможенный.
Также резко увеличивается немотивированная потребность в карманных деньгах.
Выдать могут найденные в карманах пакетики, остатки «опилок», стеклянные трубочки.
Так как курительные смеси — это травяные сборы, пропитанные психоактивными веществами, от подростка будет пахнуть ромашкой или мать-и-мачехой.