Есть в Миассе одно волшебное место, где пожилые люди могут скрасить одиночество в общении со сверстниками и почувствовать себя обласканными, нужными.
Это отделение дневного пребывания в комплексном центре социального обслуживания населения, где можно и оздоровиться, и укрепить мышцы на тренажерах, и окунуться в мир искусства, и потанцевать, и освоить разные виды рукоделия, и проявить собственные таланты, устроив выставку своих картин или удивив окружающих виртуозной игрой на гармошке. Более того, здесь есть уникальная возможность научиться работать на компьютере, выходить в Интернет и таким образом значительно расширить рамки своего кругозора.
С некоторых пор по городу прокатились тревожные слухи о том, что отделение дневного пребывания собираются закрыть. Чтобы узнать правду из первых уст, мы обратились за разъяснениями к директору КЦСОН Светлане Клыковой.
— Группы дневного пребывания были открыты во времена перестройки, когда не платили зарплаты, задерживали пенсии, — пояснила Светлана Ивановна. — Пожилым миасцам требовалась хоть какая-нибудь поддержка, и в первую очередь — горячее сытное питание, хотя в той же мере они нуждались в социальной реабилитации и помощи психолога. Важно было не только накормить, но и дать понять, что трудности — временные, что они, люди преклонного возраста, по-прежнему нужны обществу, что государство их не забыло.
Почти два десятка лет работали эти группы, возвращая старшему поколению уверенность в завтрашнем дне. Но за это время многое в обществе изменилось. Пенсии стали выдавать регулярно, потребность в бесплатном питании отпала. Постановлением бывшего губернатора Челябинской области Петра Сумина услуги комплексного центра, оказываемые населению, стали платными, в том числе и нахождение в группе дневного пребывания (за 15 дней надо заплатить 1660 рублей). Питание, по сути, отходит на второй план, потому что, как выяснилось, пенсионеры идут сюда в первую очередь за общением. Вот почему мы сейчас пробуем внедрить новые формы работы в группах.
Один из вариантов — так называемая «вертушка». Группа разбивается на несколько подгрупп, и каждая идет на свое занятие, будь то тренажерный зал, кабинет медика с оздоровительными беседами и процедурами, трудотерапия, культурная программа. Через определенное время (час-два) они переходят на другой «урок», и так до тех пор, пока не посетят все кабинеты. Скорее всего, между «уроками» будут переменки, где мы с удовольствием напоим пенсионеров чаем с булочкой или организуем другое быстрое питание.
Такая форма работы даст возможность обслужить гораздо больше наших подопечных. И она, кстати, хорошо сочетается с уже прижившейся у нас формой кружковой работы, когда в послеобеденное время в определенные дни собираются вместе близкие по интересам люди, чтобы почитать стихи, попеть старые песни, обсудить вопросы оздоровления.
Возможно, со временем мы полностью перейдем на кружковую работу, что максимально отвечает запросам наших посетителей. Для чего, допустим, бывшему спортсмену плести кружева на занятии трудотерапией, если ему не терпится вернуть мышцам былую гибкость и силу? И зачем кружевнице тренажер, если она получает огромное удовольствие, делясь своим мастерством с новыми подругами?.. Скорее всего, те, кого интересует только телевизор, не придут к нам — ведь телепередачи можно посмотреть и дома, причем с гораздо большим комфортом.
Смысл нововведений — приобщить людей, которые в силу возраста оказались в одиночестве, к активному образу жизни, расширить круг их знакомств, подружить между собой.
Так что, повторюсь, речи о закрытии отделения дневного пребывания не было, нет и не будет. Мы вместе с коллегами из других комплексных центров (в области их — 84) дружно ищем варианты перестройки нашей работы, чтобы как можно полнее удовлетворить потребности пенсионеров.