• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Вторник, 17 июня 2025 г.
  • Вход
  • Рег.
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

Как говорили жители Золотой долины в середине 19 века?

Миасский Рабочий Миасский Рабочий
Суббота, 08 ноября 2014 г.
в рубрике Культура, Новости

Трудно представить, но каких-то 150-160 лет назад на миасской земле наши предки носили другую одежду, ели другую пищу,жили другими интересами, да и разговаривали-то по-другому. А как именно, мы расскажем сегодня в нашей тематической странице.

Учтива и напыщенна

Священник Владимир Аманацкий, живший в нашей местности в середине 19 века, местный язык мастеровых миасского завода условно делит на московский, сибирский и церковно-славянский.

Московским народным наречием говорили обычно мастеровые, которые чаще общались с чиновниками, купцами, мещанами и приказчиками, пишет он в своей летописи. Московская речь отличалась учтивостью, высокомерностью, напыщенностью. Характерно для нее было то, что гласные буквы «а» и «е» в словах заменялись на «и». Так, например, вместо «часы» можно было услышать «чисы», вместо «земля» — «зимля». Также букву «о» при разговоре почти всегда заменяли на «а». «Харашо» вместо «хорошо», «Багатый» вместо «богатый».

Вот пример «московского наречия»: «адин багатырь жил и паживал и дабро себе наживал в некатаром прекрасном царстве, гасударстве…». Также в знак учтивости прибавляли в конце слов «с» и говорили друг с другом не на «ты», а на «вы». Например, один спрашивает: «Как вас Бог милует?», другой отвечает: «Да как себе, ни шатко-с, ни валко-с, ни на сторону, понемножку-с, слава Богу-с! А ваша милость как пожвает?» и т. д.

Нут-ка, матушка, посторонися-ка!»

Сибирское наречие в нашей местности было распространено больше, чем московское. Сибирская речь отличалась растянутостью. Говорящий по-сибирски вел свою речь нараспев. Иногда он растягивал голос в начальных словах своей речи, сокращая его в конце, или, наоборот, начинал речь свою скороговоркою и растягивал ее на последних словах.

Говорящие по-сибирски любили вставлять в свою речь такие частицы речи, как «ой-да-ну-ка-ся», или «да-что-та». Например, одной женщине нужно было в церкви непременно самой поставить свечку, а в церкви так тесно, что трудно пройти, вот она и говорила: «Нут-ка, матушка, посторонися-ка! Ой-да ты какой, аль не слышь!  Да дай же мне дорогу-то»…

В каждой фразе — Бог

Слова церковно-славянские очень часто вмешивались в разговорную речь у тех мастеровых, которые не читали ничего, кроме Псалтыря. Этим особенно отличались старообрядцы, которых летописец называет раскольниками. А местные называли их киржаками.

Слово «киржак» произошло от древнерусского слова «крыж», что значит «крест». Известно, что одним из основных расхождений «старообрядцев» и ортодоксального православия был вопрос о кресте, то есть о том, креститься двумя перстами или тремя.

Киржаки говорили между собой наполовину славянским и наполовину сибирским языком. «Только не скоро их можно заставить разговориться, а передать такую речь на бумаге, с буквальною точностью, почти невозможно», — сетовал в своих записках Владимир Аманацкий.

Все же приведем пример такого разговора. Один говорит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божия, помилуй мя: дома ли соседушка». Второй отвечает: «Аминь. Поди добро пожаловать. Како тя Бог спасает?» и так далее.

По занятиям и приветствие

Среди миасцев были весьма распространены своеобразные приветствия в соответствии с занятиями человека. Так, например, прачек приветствовали: «Беленько вам!». При встрече стряпок (тех, кто стряпает) говорили: «Спорынья в квашню!», на что те отвечали: «Сто рублев ти в мошню!».

Делали в нашей местности наговоры на воду, на то, чтобы муж любил жену. В свободное время простолюдины, старики и старушки много рассказывали сказок и присказок, особенно по вечерам. Летописец Владимир Аманацкий жалуется, что всех их не переслушаешь, а передать их на бумаге, «с буквальною точностью, совершенно нельзя, потому что на службу сюда поступают люди из разных мест Империи, и сибиряк рассказывает свое, чувашенин свое, мордвин свое, пензенцы, орловцы, казанцы и проч. — каждый свое».

Состав жителей миасского завода формировался из жителей огромной Российской империи, проживающих в различных губерниях. И сегодня наш уральский язык немного отличается от языка жителей европейской части. Это становится особенно заметно, когда говоришь с представителями других областей.

Пословицы-поговорки

В нашей местности много употребляли пословиц и поговорок, особенно во время веселых бесед и пирушек. Некоторые остроумные люди их даже заучивали. Вот некоторые: «Без Бога не до порога», «Без соли, без хлеба — худая беседа», «Бездонной кадки водой не наполнить», «Велик телом, да мал делом», «Где выросла сосна, там она и красна», «Гость не много гостит, да много видит», «Горшок котлу завидует, а оба черны», «Где любовь, там и Бог», «До Бога высоко, до царя далеко», «Две собаки грызутся, третья не мешай», «Два медведя в одной берлоге не живут», «Добро того учит, кто слушает», «Жена не башмак, с ноги не сбросишь», «Из чужого мешка платить легко», «Не радуйся, коли нашел, не тужи, коли потерял», «На безлюдье Фома — дворянин», «Не смейся горох над бобами», «Не хвались, а прежде Богу помолись», «Плеть не мука, а впредь наука», «Ржа съедает тело, а печаль сердце», «Смиренье — молодцу ожерелье», «Сделайся только овцой, а волки готовы», «Стар бедами, да мал годами», «Ума прикопить, коли в умной беседе побыть», «Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами» и т. д.


ОТ РЕДАКЦИИ

предлагаем читателям написать или рассказать о том, какие интересные современные выражения (кроме нецензурных), пословицы, поговорки употребимы в речи миасцев сегодня. Как разговаривает молодежь, как она общается в интернете. Будем с нетерпением ждать ваших откликов. Пишите нам на электронную почту miass_rab@list.ru, на сайт 2018.miasskiy.ru или приносите в редакцию газеты на ул. 8 Марта, 130.


Материал предоставила Нина ЧУХАРЕВА, старший научный сотрудник Миасского краеведческого музея.


Похожие темы

Дождь пройдет в Челябинской области

Дождь, гроза и град: какая погода ожидает жителей Челябинской области 17 июня?

16.06.2025
Парк «Я люблю Тургояк» — победитель всероссийской премии

Моторные лодки губят Тургояк: 10 нарушений зафиксировано

16.06.2025
Подписаться
Войти через
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Реклама +7 (3513) 57–23–55

Популярное на сегодня

  • Жару и засуху обещают на Южном Урале

    35-градусная жара ожидается в Челябинской области

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Дожди и грозы не покидают Челябинскую область

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Снова дождливо будет в Челябинской области

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Жара усиливается в Челябинской области

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0
  • Вчера экипаж «Урала» выручал «КамАЗ»

    0 репостов
    Поделиться 0 Tweet 0

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Регистрирация

Создать новый аккаунт

Заполните формы, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить