Когда идешь в гости к человеку с особыми потребностями, то чувствуешь легкую вину, что ты — здоровый, а у того, кому ты собрался нанести визит, — проблемы со здоровьем. В душе просыпаются жалость и сострадание, а «слезки на колесках» так и норовят выскочить наружу.
На склоне Ильмен
Примерно с такими чувствами входила я в дом Натальи Рогозниковой, примостившийся на живописном склоне Ильменских гор. Шагнула внутрь — «Кто-кто в домике живет?» — и растерялась. Навстречу мне выехала на коляске настоящая красавица — черноволосая, большеглазая, улыбающаяся: «Проходите! Чай пить будете?..»
Глядя в эти искрящиеся радостью и счастьем глаза, слушая звонкий голос, я никак не могла поверить, что передо мной — инвалид. Видимо, поняв мои сомнения, девушка с внешностью кинозвезды весело предупредила:
— Я не хочу, чтобы меня жалели. Вы же видите, что мне этого не надо?
— Вижу, — промолвила я, потихоньку обретая дар речи. — Так что с вами случилось, Наташа?
Четыре стены и телевизор
История, в общем-то, простая. 22-летняя Наташа попала в аварию, подружки отделались царапинами, а у нее — перелом позвоночника.
— Боли не чувствовала совсем — ни тогда, ни после, — признается Наталья. — Помню, везет меня «Скорая», а я спрашиваю сидящего рядом молодого врача: «Ходить-то буду?» Вместо ответа доктор потупил глаза…
В Челябинске Наташе поставили фиксаторы, позволяющие самостоятельно садиться, и вынесли приговор: «Ходить не будешь!».
— Мне повезло с отцом, — продолжила собеседница с улыбкой. — Он большой оптимист и воспринимает все так, как есть. Что унывать, если все уже случилось? Надо жить и радоваться, что живой. Мы с ним шутили и смеялись, поражая всех вокруг. Но когда я оставалась одна, не могла удержаться от слез, раздаривала косметику подругам, приговаривая: «Теперь моя жизнь — четыре стены и телевизор…» Через это отчаяние проходят все, кто «сломался».
Господь так решил!
Наташа мужественно училась принимать себя новую, и судьба не замедлила отблагодарить ее: через год после травмы на слете молодых инвалидов девушка встретила Алексея, и жизнь обрела новый смысл. А когда молодые люди поняли, что ждут ребенка, счастье стало абсолютным.
— Наташа, как же вы решились рожать?..
— Не я решила, а Господь. Встала на учет в женской консультации, врач выписала направления на анализы: «Придете через десять дней!». Нормально отходила всю беременность, рожать поехали с мамой. Родила Аришу сама, да и всех остальных тоже рожала без проблем.
— Так у вас не один ребенок?
— У нас их трое! — хохочет Наталья. — Пока росла Ариша, помогали родственники, поэтому она у нас такая добродушная, обласканная, покладистая, умненькая, заботливая. Всех прощает, ни на кого не обижается. Ей шесть с половиной лет. Через три года родился Ванюшка, а еще через два — Миша.
У каждого свой срок
В этот момент в соседней комнате кто-то закряхтел, дверь открылась, и появился крохотный пухлощекий топотун со слегка всклокоченными после сна волосами. «Ты проснулся, колобочек?» — заворковала мама, беря малыша на руки.
— Это наш Миша, ему полтора года, — с гордостью объявила Наташа. — Он у нас ранний: пополз в пять месяцев, в восемь — пошел, и вообще с ним все легко и просто, потому что — опыт! Не говорит пока, но у нас все ребятишки поздно говорить начинают. Ванюшка молчал-молчал, а потом заговорил целыми фразами. Да я и сама только в четыре года рот открыла и с тех пор остановиться не могу. У каждого свой срок.
И Наташа снова заливисто смеется. Редкое сочетание красоты, доброты и неиссякаемого оптимизма.
Юрист — не совсем мое
— Как вы справляетесь с такой большой семьей?
— Не только с семьей. Я в этом году еще оканчиваю институт по специальности «юриспруденция». Где-то муж мне помогает (он тоже из «особенных»), а вообще все как-то само складывается. Утром на машине отвожу старших детей в садик. Пока маленький спит или играет, занимаюсь учебой, хозяйством. Вечером с детьми мастерим поделки, читаем книги, гуляем — благо, место у нас замечательное для прогулок: воздух свежий, природа да и площадка для игр прямо под окном.
— Институт-то в Миассе?
— В Челябинске. Езжу на зачеты и экзамены, иногда — на лекции. Понимаю сейчас, что юрист — это не совсем мое. Хотелось создать службу психологической поддержки тем, кто «сломался», — она необходима им в первые дни и недели после травмы. Соответствующего образования пока нет, но я из своего опыта знаю, как можно перешагнуть барьер неприятия себя и как подружиться с бедой.
Как за каменной стеной
— Наташа, говорят, вы танцуете…
— Это правда! Танцевала с парнем-инвалидом из Златоуста, а недавно узнала, что в нашем обществе инвалидов тоже занимаются танцами. Хореограф Олеся Ульянова придумала номер для себя и для меня. Мы с этим танцем участвовали в заочном туре международного конкурса инвалидов, заняли второе место и, если получится финансово, в ноябре поедем на гала-концерт в Москву.
— Вы, наверное, и поете, и на гитаре играете?
— Пою для себя, а гитара — еще одна моя пока несбывшаяся мечта. Но у нас вообще-то вся семья творческая. В сентябре ездили в Екатеринбург на межрегиональный конкурс семей молодых инвалидов. Там было много конкурсов, один из них — кулинарный. Пока мы с Ариной крошили продукты для салата, Ваня перепробовал все огурчики, а Миша сгрыз капусту, поэтому я сказала жюри: «Можете не сомневаться: продукты свежие, проверены моими детьми на зубок!»
В презентации нам не было равных: мой папа написал смешное стихотворение про нас, я его читала, Ариша играла на скрипке, у Вани и Леши тоже были какие-то слова, а Миша весело бегал вокруг. Дали нам первое место и мультиварку! Мы, конечно, рады, но главное — не победа, а то, что мы впервые совершили такое дальнее путешествие всей семьей, и нам понравилось. Теперь Леша вынашивает идею, как поехать на юг или на Байкал. И я уверена: обязательно поедем, потому что мой муж — сильный, надежный и я за ним как за каменной стеной.
Поможем!
Мы очень хотим, чтобы Наташа Рогозникова была на московской сцене красивей сказочной Золушки. Согласитесь, девушка с таким волевым характером и позитивным настроем этого заслуживает!
К нашему желанию присоединилась директор магазина «Саваж» Татьяна Шустова. Она выступила в роли Феи и выделила деньги на пошив сценического платья для Наташи. И швею с золотыми руками и безупречным вкусом мы уже нашли. Так что быть миасской танцовщице самой неотразимой!
А может быть, найдется добрый человек и подарит девушке специальную коляску для танцев?