В преддверии выборов «на ушах» стоят не только кандидаты в те или иные органы власти, но и избиратели. Кого выбирать? Когда? Как будут проходить выборы? Одни и те же вопросы возникают из года в год. Вопросы одни, а вот выборы проходят по-разному. Поколение постарше часто вспоминает, как это было раньше, в СССР.
Светлана ПОПОВА, пенсионерка: «Хочется праздника!»
— Было намного веселей, только и всего. Выборы организовывались по-праздничному: звучала музыка, если выборы проходили зимой, разъезжали на санях, возле школы устраивали концерты, все танцевали. А вот интереса к тому, кого выбирали, не было, хотя агитация шла полным ходом. Помню, люди ходили по домам, разъясняли, что да как. Бывало, объявят концерт, люди придут, слушают, а после концерта их агитируют. Еще на выборах можно было купить что-нибудь дефицитное. Сейчас это, конечно, не актуально. Последнее время выборы проходят как-то заорганизованно: стрелочка, кабинка, галочка. А хочется праздника.
Анна ГЕРАСИМОВА, менеджер: «Бюллетени охраняла вместе с мужем…»
— Несколько лет назад я работала в милиции, и мне пришлось охранять бюллетени для выборов. Привезли их в одно из образовательных учреждений, закрыли в сейфе. Сейф стоял в отдельном кабинете, в котором, кроме дивана, ничего больше не было. Дежурить мне надо было сутки — с 8 до 8 утра. Сначала я ходила, потом сидела, потом пробовала лежать… Сотрудникам этого заведения стало меня жалко, и они пытались скрасить мою работу как могли: предлагали чай, угощали конфетами. День кое-как я еще вытерпела. Но надвигалась ночь. Перспектива остаться одной в огромном здании приводила меня в ужас. Поэтому когда муж предложил мне прийти и дежурить со мной до утра, я несказанно обрадовалась. Так мы с ним и караулили сейф с бюллетенями, которые и в глаза-то не видели.
Антон ВАСИЛЕНКО, программист: «Был результат!»
— Когда я был маленький, отец всегда брал меня с собой на выборы. Было все как положено: закрытая кабинка, а в ней — список из трех человек: один идет в городской Совет, другой — в областной, а третий — еще куда-то, не помню. Отец голосовал, а потом мы обязательно шли в буфет, где продавалось много всего того, чего в магазинах не было. Тогда ведь все было по талонам, а на выборах, пожалуйста, покупай.
Вообще в то время было четыре больших праздника: 1 Мая, 7 ноября, Новый год и выборы. Отец рассказывал, что раньше такой агитации, как сейчас, не было. В основном вся предвыборная кампания проводилась на предприятиях — в красных уголках, поэтому не раздражала эта агитация. Особенно накануне выборов можно было добиться многого: пойти в профком, попросить, надавить — и получить путевку в санаторий, в который просто так невозможно было попасть.
Галина ЗАВЬЯЛОВА, пенсионерка: «Дефицит был обязательно…»
— Начинались выборы с 6 часов утра, всегда была очередь, обязательно работал буфет, где выкидывали дефицитные товары: сгущенку, хорошую колбаску, рыбку, что-то из мясных продуктов. Всегда играла веселая музыка. Проведение выборов было точно такое же, как и сейчас: были наблюдатели, избиратели брали бюллетени, точно так же заходили в кабинку, отмечали, за кого голосуем, и кидали бюллетени в урны. К тем, которые не могли прийти — больным и пожилым, — на дом приезжала машина.
Я тогда работала в погрузочно-транспортном управлении. За каждым предприятием был закреплен участок, мы ходили по улицам и делали переписи, кто способен голосовать, а кто болен. Агитации проходили не в таком масштабе, но людей на выборы приходило огромное количество.
Марина ШМОТИНА, воспитатель: «За будущее не боялись!»
— Выбирали мы из членов партии, знали, что именно эту кандидатуру надо выбрать, другой альтернативы нет. Сейчас понимаю, что это был некий фарс, когда все уже было предсказуемо. С другой стороны, мы были спокойны за свое будущее: люди, которых выбирали, на самом деле имели влияние в обществе, могли спросить и потребовать с исполнителей, наказать, вызывали в обком, а мы об этом читали в газетах.
Хорошо запомнилась атмосфера праздника. Выборы были всенародные, и процент тех, кто приходил, зашкаливал, по понятиям западных стран. Кто-то ходил действительно из чувства патриотизма, а кто-то из боязни, что на него настучат, что не сходил. Тогда это было важное событие, в результате которого были заинтересованы все.
Наталья ИВАНОВА, учитель: «А после была свадьба…»
— Каждый раз, когда подходит время избирательной кампании, вспоминаю, как я познакомилась с мужем. Училась я тогда в институте, вела активную жизнь и состояла в партии «Русский блок». От нее и пошла на выборы наблюдателем. Свои обязанности выполняла четко и часам к восьми вечера устала. Стала присматриваться к людям, которые окружают меня, и увидела его… Подробности опущу, в общем, познакомились, а через пять месяцев поженились. Уже 12 лет вместе, а выборы до сих пор вызывают море воспоминаний.
Сергей КАРПОВ, строитель: «Смешно вспоминать!»
— Было мне тогда семь лет. Пришли на выборы, как полагается, всей семьей. Пока мама с папой изучали кандидатуры депутатов, я увидел в углу ударную установку, и так мне захотелось на ней поиграть… Недолго думая, я взял и «поиграл». Но поскольку атмосфера была праздничная и всем было весело, меня никто не отругал. Родители купили пирожное, и я, довольный, пошел с ними домой.
Оказывается, выборы — это не только политика, акции, оппозиции. Если покопаться в истории, можно найти ряд занимательных фактов.
Наказание «рублем» — самое действенное
В ряде стран весьма банальным, но эффективным способом поднимают показатели явки избирателей на выборы. Более чем в 20-ти странах мира существует закон, который предусматривает обязательное участие в выборах всех, кто имеет право голоса. А за его неисполнение грозит наказание. Так, в Перу и Греции несознательным гражданам может быть отказано в получении государственных услуг в различных ведомствах.
Пожалуй, самая большая явка на выборы бывает в Бельгии. Тут за пропущенные без уважительной причины выборы могут оштрафовать. Если первый раз нарушителю придется расстаться с 50 евро (около 2300 руб.), то второй «прогул» возрастет в цене до 125 евро (6 тыс. руб.).
Не женское это дело
В Европе некоторое время назад право голоса имели исключительно мужчины.
В Швейцарии женщины не имели избирательного права до 1971 года. А на некоторых выборах местного значения женщины Швейцарии не могли принимать участие вплоть до 1991 года.
Ничья? Давай поиграем!
В штате Нью-Мексико есть закон, согласно которому если два кандидата на какой-то пост набрали одинаковое число голосов, результат определяется какой-нибудь игрой. Реальный случай применения этого закона был зафиксирован в 1998 году в городке Эстансия. Джеймс Фаррингтон и Джоан Карлсон набрали по 68 голосов. Джеймс предложил выявить победителя, сыграв в покер, а Джоан — бросить кости. Сначала подкинули монетку, по которой выпало играть в покер, а затем Джеймс победил и стал мэром города.