Этот рассказ — о нашем земляке — ветеране ВОВ Василии Коломийце. Он был старшим звеньевым полка — того полка, на плечи которого легла ответственная задача штурмовать место дислокации вражеских сил и бомбардировать фашистскую технику.
Жили не тужили
Василий Коломиец родился 20 января 1925 года в Полтавской области. Его отец работал заведующим хозяйством агрономической школы, которая находилась в их селе. В 1933 году, когда Василию было восемь лет, а его младшей сестре — пять, от чахотки скончалась горячо любимая мама, и отец принял решение увезти детей на Урал. Он устроился на Первоуральский новотрубный завод в Свердловской области. День ото дня трудился, чтобы дети не знали нужды ни в чем. Отец для маленького Васи был настоящим героем. Всегда внимательный, любящий, заботливый, он никогда не говорил, что устал, и не показывал свою слабость. И сын очень хотел быть похожим на своего отца.
В 1937 году отец нашел работу в Миассе, и семье вновь пришлось переезжать. Спустя три года Василий Коломиец поступил в Миасский горный техникум на маркшейдерское отделение.
— Я всегда старательно учился: не хотел подводить отца, да и учеба сама по себе приносила мне удовольствие. Нравилось работать в поле — убирать урожай. В те годы студентов каждую осень привозили на колхозные поля — и картошку копали, и овощи собирали. К работе относились добросовестно, но не забывали про веселье и шутки. Отчасти беззаботное время тогда для нас было, — вспоминает Василий Петрович.
Но вскоре беспечная жизнь закончилась. Зимой 42-го Василия Коломийца призвали в Советскую Армию, и он отправился защищать Родину.
А мне летать охота
Когда обсуждался вопрос, в какие войска отправить бойца Коломийца, он неожиданно произнес: «А мне летать охота» — и его записали курсантом в Челябинское авиационное училище, в котором он проучился до мая 1944 года.
Почти сразу после прохождения учебы Коломийца отправили в Москву для несения службы в авиационном полку дальней авиации № 338. С первых дней молодой боец начал летать на дальние расстояния, бомбить врага, внося свой вклад в защиту Родины от фашистских захватчиков.
— Вылеты совершали в основном ночью и высоко над землей. В 1944 году во время ночной бомбардировки нужно было уничтожить большое скопление вражеской техники и эшелонов с горюче-смазочными материалами для элитных частей СС. Тогда меня назначили старшим звеньевым. Я понял, что мне доверяют, что на меня надеются и верят в меня. И я не могу подвести своих сослуживцев, свою Родину! — со слезами на глазах рассказывает Василий Коломиец.
Этот вылет был назначен ночью и без прикрытия истребителей. Лететь надо было над территорией противника. Сначала все шло по намеченному плану, но их обнаружили и открыли по ним ураганный огонь из зенитных и артиллерийских орудий.
— Операция была на грани срыва. Мной было принято решение изменить курс и зайти с противоположной стороны, что я и сделал. И все получилось!
Коломиец сбросил авиабомбы, которые угодили точно в цель. Горючие материалы и боеприпасы взорвались, но его самолет тоже оказался подбитым.
— Было опасно управлять горящим самолетом, пламя не удавалось сбить, и мы с раненым стрелком-радистом решили прыгать на одном парашюте. И прыгнули! Сильный ветер относил нас в сторону врага, но, видно, судьба приготовила нам другое: мы приземлились на нейтральную полосу. Я оказал первую помощь своему боевому товарищу, наложил себе повязку, так как был ранен вражеским пулеметчиком. Спустя какое-то время нас обнаружили советские разведчики. Мы были спасены.
За эту операцию Василий Петрович был награжден орденом Красной Звезды.
Опора для детей и внуков
— Полюбивший небо и самолет однажды не может его разлюбить, — утверждает Василий Коломиец.
Даже после окончания войны, несмотря на пережитые испытания, он еще много лет оставался в рядах Советской Армии, продолжая летать.
В 1947 году Василий встретил девушку, с которой связал свою судьбу, — Ахристину Кошкину. Василий Петрович с теплотой в голосе вспоминает об их первой встрече и говорит, что сразу понял: она станет его женой. В этом же году влюбленные расписались.
Когда закончилась военная служба, Василий Петрович вышел на пенсию. Дома сидеть не стал, а продолжал работать в Миасском военкомате вплоть до начала 90-х годов. У Василия Петровича большая и дружная семья — двое взрослых детей, внуки и правнуки.
В 2009 году ветеран войны потерял любимую жену.
— Несмотря на все ненастья и печальные события, я стараюсь быть опорой своим детям и внукам, как некогда мой отец для нас с сестрой, — рассуждает наш герой. — Война закаляет и оставляет шрамы в душе. Каждый день прошу у Бога, чтобы не было войны.