Во вторник автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» отметил 70-летие со дня производства первого автомобиля. 8 июля 1944 года с конвейера предприятия сошла военная модификация автомобиля «ЗИС-5В», впоследствии ставшая основой для собственных разработок уральцев. Всего за 70 лет автозавод выпустил для России и стран зарубежья 1,4 млн автомобилей.
Автомобиль «ЗИС-5В» («трехтонка»), двухосная бортовая машина с колесной формулой 4×2 грузоподъемностью три тонны, — один из основных советских автомобилей времен Великой Отечественной войны, второй по массовости после «ГАЗ-АА» грузовик военных лет. С 1933 года «ЗИС-5В» производился в Москве на автомобильном заводе имени И. В. Сталина, во время войны упрощенная версия «ЗИС-5В» выпускалась на самом «ЗИСе», а также с 1942 по 1944 гг. — в Ульяновске («УльЗИС») и затем в Миассе («УралЗИС») на эвакуированных из Москвы на Урал автомоторном и литейном производствах завода имени Сталина.
Уже 20 июля 1944 года первая партия автомобилей автозавода «Урал» была отправлена на фронт. В целом за время войны заводской коллектив дал фронту и народному хозяйству несколько тысяч автомобилей. Множество спасенных жизней на счету фронтового «ЗИСа», который солдаты и водители любовно прозвали «Захаром». Около 25% выпущенных в Миассе в годы войны автомобилей шли под специальную комплектацию: на шасси уральских машин делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили и т. п.
На первом этапе выпуска машина имела упрощенную конструкцию (механические задние тормоза, обшитая рейкой-вагонкой кабина с деревянным каркасом, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформа с задним откидным бортом и др.). В дальнейшем на автозаводе «Урал» конструкция автомобиля прошла несколько этапов модернизации: на машину были установлены гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный водяной насос, новый держатель запасного колеса и др. В конце 40-х гг. автомобиль стал называться «ЗИС-5М» (модернизированный). В послевоенные годы завод выпускал двухосные автомобили собственной разработки: газогенераторный «ЗИС-21А», «УралЗИС-353М», покоритель целины «УралЗИС-355М». Каждый из этих автомобилей стал определенной вехой в истории создания техники марки «Урал».
Сегодня коллектив автомобильного завода «Урал» разрабатывает и выпускает современную технику повышенной грузоподъемности, оснащенную новой агрегатной базой, сохраняя традиционные внедорожные качества, которыми славится легендарная марка «Урал». Завод уделяет большое внимание модернизации продуктовой линейки и улучшению потребительских свойств автомобилей, «Урал» является постоянным участником процесса обновления техники для армии и силовых структур. Новые разработки завода, которые получили высокие оценки от потребителей и экспертов, — это семейства защищенных автомобилей «Тайфун-У» и «Урал-ВВ», модернизированные полноприводные машины «Урал-М», а также перспективное поколение автомобилей «Урал-NEXT».
Современные «Уралы» незаменимы в качестве надежных помощников для военнослужащих, энергетиков и нефтяников, железнодорожников, пожарных, лесозаготовителей, автоперевозчиков и строителей. «Уралы» можно встретить в пустынях Ливии, среди болот Анголы, на побережье Мексики и в широтах Крайнего Севера. Благодаря высокой проходимости, эксплуатационной надежности и многофункциональности «Уралы» работают там, где другим машинам проехать не под силу: там, где надо тушить лесные пожары, спасать людей, строить и развивать инфраструктуру.
Пресс-служба АЗ «Урал».