В истории градообразующего предприятия Миасса есть две даты, особо почитаемые машиностроителями разных поколений. 30 ноября 1941 года — день рождения завода и 8 июля 1944 года, когда из ворот главного конвейера выехал первый уральский грузовик «ЗИС-5В» с выбитым на раме номером 00001.
Из автомоторного — в автомобильный
Предприятие, сегодня известное далеко за пределами России, появилось на свет в суровые фронтовые годы на базе эвакуированных цехов Московского автомобильного завода. Вспомним начало пути. Счет сдачи цехов шел на недели. Уже через четыре месяца после решения ГКО СССР об организации в Миассе завода, в марте 1942 года, в моторном цехе прошла обработка первой детали — поршневого кольца; еще через месяц собрана первая коробка передач; еще через месяц заработал первый уральский мотор. Бывало, что из цехов люди не выходили сутками.
Стремительно возводимый в Миассе завод, выполняя программу 1942 года, выпустил более девяти тысяч моторов и свыше 15 тысяч коробок скоростей. И вот перед коллективом предприятия ставится новая поистине титаническая задача — всего за один год наладить выпуск грузовиков. Шла война, фронту требовалось все больше и больше автомобилей. Директором завода утверждается Григорий Сергеевич Хламов. Началась реэвакуация части цехов, оборудования, рабочих и специалистов из Ульяновска в Миасс. Без долгой раскачки, перестраиваясь на марше, моторостроители начинают проводить реконструкцию уже существующих цехов и возводить новые — главный конвейер, шасси, литейный серого чугуна… Заводская газета «Мотор» переименовывается в «Уральский автомобиль».
Листая пожелтевшие от времени страницы газеты предприятия, не устаешь поражаться темпам героической работы военной поры. Строились не только цеха, сооружались объекты складского хозяйства, ТЭЦ, дороги, жилье… Проектированием новых объектов руководил главный технолог завода Александр Александрович Андерс, позднее, в 1958-1960 годы, возглавлявший автозавод в Миассе.
14 февраля 1943 года. Наркомат среднего машиностроения, выполняя решение Государственного Комитета Обороны СССР, издал приказ о преобразовании Миасского автомоторного завода в автомобильный — УралЗИС.
Завод становился самостоятельным предприятием с законченным производственным циклом. Этим же приказом устанавливались сроки начала производства автомобиля «ЗИС-5В» — 1944 год.
Надежный, безотказный, маневренный
Апрель 1943 года. На заводе проходит первая комсомольская конференция, секретарем комитета вновь избирают Николая Андросова, старшего контрольного мастера. Заводская газета, пока еще называемая «Мотором», в № 16 сообщает: «Для скорейшего выпуска нового агрегата в срок, назначенный правительством, необходимо обеспечить скорейший монтаж литейной № 3 и нового механосборочного корпуса». Нетрудно догадаться, что «новый агрегат» и есть будущий автомобиль «ЗИС-5В». По законам военного времени название продукции заводы держали в секрете.
Суббота, 27 мая 1944 года. На заводе подготовлен к сдаче главный конвейер. Вышедшая в этот день многотиражка предприятия сообщает: «Приближается срок пуска нашего завода. Напряжем все свои силы, все свое умение, чтобы выполнить клятву». Из информаций, размещенных на первой полосе, узнаем, что приближается к завершению монтаж цехов шасси-1, шасси-2, дети заводчан с 1 июня отправляются в летний лагерь, намечается турнир по волейболу, а в еще недостроенном литейном цехе № 3 состоялся концерт ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева.
И настал самый памятный день в истории завода — 8 июля 1944 года, когда с конвейера сошел первый грузовик «ЗИС-5В». И сразу стал знаменитым, навсегда остался в истории автозавода и города Дмитрий Фролович Колесов, слесарь-водитель, севший за руль первого автомобиля «ЗИС-5В» (сегодня его именем также названа одна из улиц Миасса). И пошел отсчет собираемым машинам: сентябрь 1944 — тысячный, апрель 1945 — пятитысячный, октябрь 1945 — десятитысячный…
Надежный, безотказный, маневренный, резво идущий по бездорожью… Таким и получился военный «Захар». Именно с таким набором ходовых качеств начали являться миру и последующие разработки автозавода.
Январь 1945 года. Как и по всей стране, на автозаводе получает широкое распространение принцип работы по методу бригадира сварщиков Егора Агоркова, предложившего укреплять участки путем их объединения, таким образом сокращая численность рабочих и повышая производительность труда. Именно так начали работать в цехах: инструментальном, литейном № 1, моторном № 2, цехе коробок скоростей.
Слово сдержали
Июль 1945 года. На заводе отметили первую годовщину со дня выпуска первого уральского грузовика. Газета «Уральский автомобиль» в № 32 извещает своих читателей: «8 июля на территории парка завода пройдет массовое гуляние. Играет духовой оркестр, джаз, аккордеон, баян. На площадках парка — массовые игры, волейбол, городки».
8 июля 1945 года вышел очередной номер «Уральского автомобиля». На первой полосе размещена статья директора автозавода Г. С. Хламова «Основные итоги работы завода за год». Руководитель предприятия отмечает, что за первый год работы удалось снизить себестоимость автомобиля и увеличить выработку на одного рабочего. Отлично поработали коллективы цехов: литейный серого чугуна, шасси-2, главный конвейер, термический. Среди новых задач, стоящих перед коллективом, Григорий Сергеевич Хламов отмечает строительство второй очереди завода, жилья, железнодорожной ветки, соединяющей город и станцию Миасс. И самое главное — к концу 1945 года заводу предстоит значительно увеличить выпуск автомобилей, сделать их недорогими и высококачественными.
И автомобилестроители с честью доказали твердость своего слова. 26 апреля 1945 года на главном конвейере собрали пятитысячный автомобиль, через шесть месяцев после этого события, 26 октября 1945 года, на заводе прошел митинг, посвященный выпуску десятитысячного уральского грузовика «ЗИС-5».