8 июля исполняется 70 лет первому уральскому грузовику: именно в этот день в 1944-м году здесь был выпущен первый автомобиль. История УралАЗа знакома всем, но завод — это в первую очередь его работники, те, чьими руками создаются известные во всем мире грузовики.
Один из них — Александр Соколов, главный специалист инженерно- конструкторского цеха.
Профессии не изменял
Александр Соколов родился в 1961 году в селе Пьянково Белозерского района Курганской области. После службы в армии поступил в Курганский машиностроительный институт на специальность «Автомобили и тракторы» и закончил обучение в 1987 году. После института два года отработал в конструкторском отделе на заводе колесных тягачей «Русич» в Кургане.
Его воспоминания о том времени связаны не только с работой. Вместе с товарищами из туристического клуба, существовавшего при заводе, Александр сплавлялся по рекам Урала, участвовал в походах по Алтайскому краю и другим живописным местам нашей страны, получая незабываемые впечатления. Увлекался фотографией: наиболее памятные и удачные хранятся дома в виде слайдов. Коллектив на Курганском заводе был на редкость сплоченным, вспоминает Александр, минимум два раза в неделю все вместе занимались в спортзале и совершали пробежки на улице, играли в футбол.
Но в июле 1989 года Александр Соколов решил перебраться в Миасс, где жила его бабушка. Здесь устроился на работу по специальности — в конструкторское бюро Уральского автомобильного завода. Зимой бабушка умерла, но Александр остался в Миассе и с того времени место работы не менял ни разу.
С задачами справились
Конструкторский отдел, в котором Александр начал свою трудовую историю на УралАЗе, специализировался на оборудовании кабин. Как он вспоминает, в то время выпускаемые заводом автомобили были ориентированы преимущественно на нужды армии, но часть изготавливалась и для народного хозяйства. Вскоре начались лихие 90-е годы, промышленность стала рушиться, объемы производства на заводе резко сократились. С предприятия ушли многие, но Александр остался на своем месте, пережив непростые времена и дождавшись 2000-х годов, когда завод начал постепенно выходить из кризиса.
В 2000-х годах требования к автомобильному транспорту сильно изменились. Началась модернизация и поиск новых материалов, в том числе и для оборудования кабин. Россию заполонили зарубежные машины — люди увидели более удобные и комфортабельные автомобили, в связи с этим потребовалась и модернизация автомобилей «Урал».
Когда в 2003 году начали создавать первые бронированные «Уралы» совместно с Челябинским тракторным заводом, Александр часто ездил в командировки, отвечал за размещение бронированных кабин в автомобилях на Курганском машиностроительном заводе. Как он поясняет, это были специальные машины достаточно узкого применения.
Примерно в это же время при непосредственном участии Александра внедрялись самоклеящиеся термошумоизоляционные материалы на автомобили «Урал», кстати, на одни из первых среди российского грузового транспорта. Объемы производства в то время были сравнительно небольшими, и универсальность материалов имела первостепенное значение.
В 2006 году перед работниками Уральского автомобильного завода было поставлено десять топ-проблем, и решение трех из них — качество стеклоочистителя, стеклоподъемники и замки дверей — было как раз в компетенции Александра Соколова. Рабочей группой он руководил лично, в двух других работали его подчиненные. Внедрение разработок длилось не один год, но поставленные задачи были решены.
Внешний вид — не главное
Автомобили «Урал» во все времена использовались преимущественно в суровых условиях — таково их основное назначение, рассказывает Александр Соколов. Необходимость «выживаемости» автомобилей в экстремальных условиях диктовала заводу жесткие требования по их оснащению. Основными потребителями являлись северные регионы с развивающейся нефтегазовой промышленностью, где не было дорог. Поэтому красота машин отступала на второй план.
Узнаваемый всеми облик «Урала-375» был создан в конце 50-х годов и до сих пор, стоит отдать должное конструкторам того времени, не смотрится ущербным на дорогах современности, убежден Александр. Хотя, конечно, дороги с того времени сильно изменились, проходимость «Урала» перестала быть столь востребованной. Неприхотливый грузовик для бездорожья должен превратиться в более комфортабельный и современный автомобиль, считает Александр. На данный момент на заводе реализуется большая программа по улучшению потребительских свойств «Уралов». По словам Александра Соколова, начиная с августа, планируется внедрить в автомобиль «Урал» ряд новшеств, которые, возможно, коснутся и его облика.
Любимый день — пятница
В последнее время Александр Соколов ведет работу со многими регионами страны. Для оборудования кабин используется большое количество покупных изделий различных фирм.
Конструкторский отдел, сотрудников которого на УралАЗе называют интеллигенцией, занимается и разработкой, и поставкой всевозможных моделей, деталей, изделий. Александр Соколов активно работает над конструкторским сопровождением и внедрением разработанных моделей, проведением испытаний и адаптацией изделий к автомобилям.
Любимый день Александра — пятница, но отнюдь не потому, что это последний рабочий день недели. Дело в том, что с момента строительства ФОКа среди конструкторов создалась инициативная группа, члены которой стали каждую пятницу играть в футбол. Вот и Александр играет в футбол по пятницам уже 14 лет, с сентября-октября и до апреля. У клуба, названного «Костяная нога», есть даже собственная футбольная форма. После игр мужской коллектив посещает баню, проводя время за общением в неформальной обстановке. Такие мероприятия, по мнению Александра, необходимы, т. к. позволяют отдохнуть от рабочих будней и зарядиться силами на всю следующую неделю.
И не мелочь, и приятно
По словам супруги Марины, Александр прекрасный муж и отец. Они познакомились в 1999 году и сейчас воспитывают сына и дочку. Благодаря поддержке мужа Марина смогла закончить учебу и приобрести вторую профессию. Кстати, о профессии: побывав в прошлом году на встрече в честь 25-летия выпуска в институте, Александр узнал, что по специальности из всех, с кем учился на факультете, работает только он один. А ведь интерес к профессии возникает, когда подходишь к работе с душой, когда твои идеи оказываются востребованными.
Александр Соколов за время работы внедрил в производство «Уралов» несколько полезных моделей, на каждую из которых были оформлены авторские права. Конечно, за патенты он получал небольшие денежные премии, но дело не только в этом. Может быть, замечает Александр, эти разработки не так заметны для окружающих, но суть автомобиля благодаря им ощутимо меняется, и так приятно, когда в этом есть и твоя заслуга.