Очень трудно писать о человеке, жизнь которого тесно переплетена не только с историей ГРЦ Макеева, с машгородком, а также городом в целом. Хотя по своей основной профессии он был ракетчиком, а не строителем: закончил Николай Бардов Горьковский авиационный техникум, а позже прошел курсы высшего управленческого персонала в Московском авиационном институте,— но большинство зданий машгородка строилось под его руководством или с его участием.
Хороший старт
Николай Бардов не был коренным миасцем. Он попал на Южный Урал в 1949 году после окончания Горьковского авиационного техникума. Молодой специалист был направлен в Златоуст на завод при только что созданном специальном конструкторском бюро СКБ-385, позже переименованном в КБМ. И уже через полмесяца, увидев его деловые качества, Николая назначают мастером на участок изготовления хвостового отсека ракеты Р-1, потом инженером-технологом. А в 23 года ему уже доверили руководство цеха главной сборки ракет, насчитывающего около 300 сотрудников. Затем он был назначен начальником производства, главным диспетчером завода, позже — секретарем парткома завода.
Переломным стал для него 1953 год, когда СКБ-385 было поручено освоение и серийное изготовление ракеты 8А-61. В связи с этим в 1953 году и состоялось его первое знакомство с Виктором Макеевым, когда Николай Бардов в составе делегации завода из Златоуста приехал для изучения опыта в город Подлипки к знаменитому С. Королеву. И тот пригласил в кабинет своего ведущего конструктора Виктора Макеева. Две недели Виктор Петрович водил специалистов по производству, знакомил полностью с конструкцией, технологией. А в 1955 году Макеев был назначен главным конструктором СКБ-385.
Спустя годы, уже в 1966-м, Виктор Макеев, по достоинству оценив организаторские способности, настойчивость и самоотдачу Николая Бардова, настоял на его переводе в Миасс заместителем директора завода — начальником объекта № 3 (позже ММЗ), который входил в состав СКБ-385.
А в 1973 году, опять же по инициативе В. Макеева, Николай Бардов был назначен первым заместителем начальника предприятия и главным инженером КБМ и проработал в этой должности до 1990 года. Кроме того, на протяжении 24 лет он был членом Миасского горисполкома. В эти годы именно от решений Бардова во многом зависела судьба многих объектов городской инфраструктуры и социальной сферы Миасса.
Город в городе
Надо сказать, что в годы СССР крупные промышленные предприятия были, своего рода, городами в городах. Они финансировали строительство многих объектов как жилищно-коммунальной, так и социальной сфер города. Ведь людям, которые работали на предприятиях, нужны были жилье, магазины, больницы, школы, детсады, клубы и т. д. И все это возводилось на средства градообразующих предприятий.
Исключением не стало и КБМ. Благодаря энтузиазму его руководителей: Виктора Петровича Макеева, его первого заместителя, главного инженера Николая Васильевича Бардова и других — за считанные десятилетия в Миассе был возведен для сотрудников предприятия современный поселок ракетостроителей — машгородок, построена дорога Миасс — Златоуст, городское троллейбусное хозяйство, Иремельский водопровод, пионерлагерь «Звездный» (ныне «Космос») и другие объекты.
Спаслись от замерзания
Зима 1968-1969 годов была очень суровой. Стояли 45-градусные морозы. Замерзали компрессорные станции на газопроводе. Резервного топлива, мазута для отопления КБМ, НПОЭ, машгородка, пос. Строителей и Динамо оставалось на несколько дней. Виктор Макеев был в это время на испытательном полигоне. Николай Васильевич предпринял все, что мог, чтобы спасти положение, но результата не было. Тогда он вспомнил свои связи и обратился в Москву к секретарю ЦК КПСС Д. Устинову. Тот взялся помочь: «Мазута нет, но будет солярка. Научитесь сжигать ее в своих котлах. Все команды я дам». На заводском самолете бригада специалистов КБМ срочно вылетела в Ташкент для изучения местного опыта. Посмотрели всю технологию на месте, изготовили новые форсунки, переоборудовали котлы. Пришла солярка. И на ней котлы были запущены. Так положение было спасено.
Даешь троллейбус!
Памятна история с троллейбусным хозяйством. Николаю Бардову однажды позвонил по прямому телефону Виктор Макеев: «Зайди!».
— Захожу. «Через час будет у нас Соломенцев. Какое поручение будем ему давать?» — спросил Макеев. Председатель Совета министров РСФСР М. Соломенцев был на тот момент кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР. Мы решили предложить ему проработать вопрос строительства в Миассе троллейбусного хозяйства. Вечером об этом и договорились за «чашкой чая». На другой день на встрече М. Соломенцева с миасцами в ДК «Прометей» первый секретарь ГК КПСС Н. Богачев вручил ему наказ избирателей о троллейбусном хозяйстве. М. Соломенцев приехал в Москву и дал команду профильному институту разработать проект. А в институте посмотрели и сказали: какой им там троллейбус, на 150-то тысяч жителей, не будет этого никогда! — рассказывает Николай Бардов. — Ведь строительство троллейбусного хозяйства разрешалось только при численности населения города от 450 тысяч человек и выше. Четырежды я ездил с этим вопросом на прием к М. Соломенцеву, он при мне вызывал сотрудников проектного института и стучал кулаком по столу. И молодец — заставил их все-таки разработать проект!
Красавец-факультет
Еще одна история связана со строительством в машгородке здания электротехнического факультета ЮУрГУ. Вспоминает пятый декан факультета М. Урсегова: «Ректор института В. Мельников, приехав в Миасс, заявил, что закрывает факультет, который ютился тогда на площадях техучилища. Вопрос был вынесен на заседание горкома КПСС. Руководство НПОЭ отказалось финансировать строительство нового здания для филиала факультета, сославшись на материальные трудности. В. П. Макеев был в это время в Москве в командировке и обязанности руководителя КБМ исполнял Николай Васильевич Бардов.
Секретарь горкома КПСС Николай Богачев не мог даже предположить, что заместитель главного конструктора сможет дать положительный ответ без согласования со своим начальником. Но Николай Васильевич сказал: «Здание для филиала построит КБМ».
Говорили, что когда Макеев вернулся из командировки, он был недоволен принятым без него решением. Но Бардов смог его убедить в необходимости строительства: ведь тогда молодежь машгородка смогла бы учиться, не выезжая за пределы Миасса. Но даже для КБМ получить в министерстве деньги на строительство корпуса было непросто. Этот объект предприятие оформило как бы для себя, назвав его ЛУК — лабораторно-учебный корпус.
Все вопросы строительства, начиная с выбора места, курировал лично Николай Васильевич. А мне он тогда сказал: «Качество этой стройки будет зависеть от нас. Вам будет оформлен постоянный пропуск, прошу вас ежедневно быть в курсе всех дел на стройке и немедленно докладывать мне о срывах графика работ». И, если я появлялась у Бардова, он принимал меня немедленно, даже прерывая совещание, такое значение он придавал стройке.
В 1986 году новое здание электротехнического факультета посетил министр высшего образования СССР Г. Ягодин. После экскурсии восхищенный министр воскликнул: «Заверните мне ЛУК в бумажку, я буду показывать по всей стране, какие нужно строить институты!»
Каждый год — новый объект
…Николай Васильевич достает из своего архива памятный листок. В нем он отмечал все значимые объекты, которые строились с его непосредственным участием. В их числе кинотеатр «Восток», Дворец культуры «Прометей», Дворец спорта «Заря», гостиница «Нептун», торговый центр, десятки жилых домов и т. д. Сдача объектов проходила практически каждый год. И не всегда строительные проекты утверждались с легкостью. Чаще всего доказывать необходимость строительства того или иного здания или объекта в машгородке или в городе в целом приходилось с боем.
Жена Николая Бардова Елена Федоровна вспоминает, что муж дома практически не жил. На работу уходил рано утром, домой возвращался в 21-22 часа. Если учесть, что он был первым заместителем Макеева около 16 лет, а генеральный директор около 90% времени находился в командировках на заключительных этапах испытаний, пусках ракет, то многие производственные вопросы решал Николай Васильевич, включая развитие лабораторно-экспериментальной базы и технического перевооружения КБМ, а также застройку машгородка. В общей сложности он отдал родному предприятию 51 год.
Последний дом в машгородке под руководством Николая Бардова был построен перед его уходом на пенсию в 1990 году, и с этого времени ни одного здания здесь при финансировании государства уже не возводилось.
НАША СПРАВКА
Николай Васильевич Бардов — лауреат премии Совмина СССР (1980 г.), заслуженный машиностроитель РСФСР (1986 г.), почетный гражданин города Миасса (1993 г.).
Награжден орденами Ленина (1969 г.), Октябрьской Революции (1975 г.), «Знак Почета» (1961 г.), медалями.
Организатор и непосредственный участник серийного освоения производства оперативно-тактических ракет Р-11 и Р-11М, опытного и серийного производства первого и второго поколения баллистических ракет подводных лодок Р-11ФМ, Р-13, Р-21, Р-27. Организатор строительства уникальных производственных корпусов лабораторно-экспериментальной базы, социально-бытовых объектов и жилья северного района Миасса.
На главном фото: На открытии торгового центра в машгородке в 1979 г. Слева направо: Н. Полетаев, В. Макеев, Н. Бардов.