Нынешний ураган едва ли был такой же жесткий, как ураган 1948 года. Но вряд ли тот был такой же жестокий Природные катаклизмы, случающиеся в истории городов и сел, оставляют в памяти людей не меньший след, чем события общественного характера. О природной стихии, разыгравшейся 14 июня, в Миассе будут помнить даже те, кто ее не видел. Информации о ней много. Есть смысл сравнить ее с другим ильменским ураганом.
Совпали по времени
Очевидцев урагана 19 июля 1948 года сейчас найти трудно. Возможно, это связано с тем, что буря пронеслась за Ильменским хребтом и свидетелей было мало. Во всяком случае в газете «Миасский рабочий» того времени о разрушениях в городе ничего не говорилось. Однако Ильменское озеро ураган потрепал тогда сильно. Вот что о разыгравшейся стихии было написано в статье метеоролога С. С. Жарикова «Климат района Ильменского заповедника и сопредельных пространств Южного Урала», опубликованной в VII выпуске трудов заповедника в 1959 году: «… 19 июля 1948 года, в 17 часов 35 минут, над заповедником пронесся ураган, вырвавший с корнем более пяти тысяч деревьев, полностью нарушивший электроосветительную и телефонную сети. В Ильменском озере в этот период волны достигали двух метров высоты, а водяная пыль летела на уровне верхушек ближайшего леса. Продолжительность урагана была около трех минут, ширина фронта — несколько километров».
В России время начала подобных стихий лежит на небольшом предвечернем промежутке. В Миассе два урагана начались почти в одно и то же время.
Сравнивая ураганы
Судя по описанию давнего урагана, он, несмотря на кратковременность, был мощнее урагана, случившегося 14 июня 2014 года во время проведения Ильменского фестиваля. О масштабах бури 66-летней давности свидетельствует и ширина фронта, и количество вырванных с корнем деревьев. К сожалению, нет фотографий того урагана, как нет и снимков состояния озера в самые жуткие минуты нынешней стихии. Впрочем, волны во время ее вряд ли могли бы сравниться с двухметровыми валами. Водяную же пыль до уровня верхушек деревьев не наблюдали ни у турбазы, ни у северных берегов озера, куда рвался ветер.
В обеих стихиях не была зафиксирована скорость ветра, но в обоих случаях она была явно выше 20 м/сек. Кстати, ураганом в метеорологической литературе называют бурю со скоростью более 30 м/сек, а кратковременное усиление ветра до 20-30 м/сек называют шквалом. Именно о шквалистом ветре говорилось накануне в оповещениях для северных районов Челябинской области. Вполне возможно, что на Ильменском фестивале, проходившем у подножия Чашковского хребта, порывы ветра превышали 30 м/сек (108 км/час).
Количество сломанных и вырванных с корнем деревьев на территории Миасского лесничества еще предстоит подсчитать, хотя вряд ли оно будет таким же, как в 1948 году. По крайней мере, в других местах Чашковского хребта нет лесоповалов подобных тем, что имеются сейчас на территории бывшего палаточного городка и Ильменской турбазы. Нет больших повалов деревьев и в Ильменском заповеднике.
Немного о климате
В вышеприведенной статье есть много статистических данных о климате заповедника в период с 1928 по 1955 год. Если их проанализировать, то окажется, что из тех 28 лет самым необычным был именно 1948 год. В январе, а потом в декабре были отмечены оттепели с двумя абсолютными рекордами (+6 и +10 градусов). В то же время за январь выпало самое значительное для тех лет количество снега (38,8 мм). За год было отмечено самое большое количество метелей (59) и самый ранний снегопад (14 сентября). Июнь стал самым жарким месяцем среди июньских наблюдений других лет, а 3 июля был зафиксирован многолетний максимум с температурой в 39,6 градуса. Впрочем, июль был холоднее обычного, но значительно влажнее. За месяц тогда выпало 159 мм осадков, хотя ураганный день не стал самым дождливым.
К сожалению, в статье нет цифровых данных по каждому из дней, поэтому сравнить два ураганных дня не представляется возможным. Можно сравнить климат июля 1948 года с нынешним июнем и сделать вывод, что месяцы похожи. Да и год нынешний с его снежной метелью 24 апреля тоже не из обычных.
А был ли смерч?
Фотография, выложенная Виталием Краснобояровым «ВКонтакте» в группе «Ильменский фестиваль» (на снимке), сделана около 8 часов вечера 14 июня, то есть немного раньше вечернего дождя. На фотографии отчетливо видно, что вытянутая туча имеет строго горизонтальное положение, ничего общего не имеющего с вертикально вращающимся смерчем и высотными условиями его формирования.
Однако после фотографий Николая Замалеева, сделанных в 20:30 и всюду встречаемых теперь в Интернете, о прошедшем урагане в народе говорят не иначе, как о смерче (МР № 65 от 19 июня). Форма воронкообразной тучи, конечно, может привести людей к мысли о торнадном явлении, когда по ходу продвижения вихревого столба деревья вырываются из земли сплошной полосой. Но на фотографии видно, что туча дугой растянулась параллельно земле на огромное расстояние с севера на юго-запад, а находившаяся над автором снимка северная часть дуги естественно расширена и создает впечатление раструба воронки. При этом можно рассмотреть, что южный хвост тучи не упирается в землю, как это бывает видно на снимках настоящих вертикальных смерчей. Тем более, туча не соприкасается с Ильменским озером и противоположным берегом, где проходил фестиваль и где грозовая буря разыгралась тремя часами раньше. Тогда в 17:05 мощный поток верхового ветра под раскаты грома начал сгибать многолетние сосны, которые вскоре беспорядочно стали валиться на землю, отрываясь с корнем или ломаясь. Стихия, принесшая три жертвы, продолжалась в течение 7-10 минут.
Фото: Николай Замалеев