Отсутствие информации по начислениям за ГВС и отопление вынудило жителей выйти на тропу войны с поставщиком услуг
В редакцию в последнее время участились жалобы от населения на компанию «ЭнСер». По словам горожан, они не могут получить достоверную информацию по начислению платежей, хотя вопросов немало. Не одну пару обуви надо стереть и для того, чтобы сделали перерасчет за неправильные начисления по услугам. В ситуации разбирался наш корреспондент.
Без объяснения причин
В частности, в «МР» обратились жильцы дома № 40 на ул. Ак. Павлова, которые, как они говорят, устали в одиночку бороться с произволом ресурсоснабжающей организации.
В этом доме организовано ТСЖ, по словам его председателя Турсуна Нишанбаева, более полугода услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению им оказываются без соответствующего договора. Попытки заключить его были, но…
— Ранее у нас был заключен трехсторонний договор между нашим товариществом собственников жилья, РКЦ и предприятием «ЭнСер». И все было хорошо, — делится Турсун. — Но в ноябре 2013 года мы узнали, что «ЭнСер» отказался от работы с Расчетным центром и начал самостоятельно собирать платежи за услуги теплоснабжения и ГВС. Причем нас в известность об этом никто не ставил. 15 января 2014 года мы общались с представителями «ЭнСер» по вопросу подписания договора. Они хотели заключить прямой договор с ТСЖ, но документ не был подписан по той причине, что ответственность за сбор платежей за услуги, предоставляемые «ЭнСер», согласно ему, легла бы тогда на плечи ТСЖ. И в случае если бы возникла задолженность за коммунальные услуги, возмещало бы ее ресурсоснабжающей организации ТСЖ. Почему «ЭнСер» не хочет заключать договоры с жителями, тогда как это вполне законно? Наши жильцы ходили в эту компанию, пытались выяснить, однако на сегодняшний день ни одного договора так и не подписано. На каком основании нам предоставляется услуга, непонятно.
Счетчики не в счет
Непонятно жильцам и то, откуда берутся итоговые цифры в платежках. Как рассказывает Турсун Нишанбаев, у жильцов дома № 40 на ул. Ак. Павлова установлены индивидуальные приборы учета воды, имеются и общедомовые счетчики. Однако, утверждает председатель, расчеты специалистами «ЭнСер» велись без учета ежемесячно предоставляемых жильцами и администрацией ТСЖ показаний в ресурсоснабжающую организацию.
— Дошло уже до того, — говорит Турсун, — что представители «ЭнСер» отказываются регистрировать предоставляемые им показания. Мы принесли, по сути, финансовые документы и попросили поставить отметку на нашем экземпляре, что показания приняты, так девушка в офисе «ЭнСер» на ул. Романенко, 50 ответила, что якобы делать это ей запрещает начальник.
— Мы бы очень хотели понять, как начисляется оплата за услуги, — добавляет житель дома, пенсионер Андрей Андреевич Панасько, — но, к сожалению, сделать это не так-то просто. До начальника «ЭнСер» не дозвониться, в офисе на ул. Романенко ничего путного сказать не могут, юрист этой компании тоже ничего не в состоянии объяснить, попасть в офис на Предзаводской площади не представляется возможным, так как требуется пропуск, который никто не выпишет просто так. В итоге я плачу как считаю нужным, а мне приписывают долг.
Не по своей воле
Жалуются люди и на то, что «ЭнСер» три месяца не присылал им платежки. Приходить они начали только в январе и попросту шокировали суммами. По словам Турсуна Нишанбаева, так как представители «ЭнСер» вели начисления без учета показаний приборов учета, повышение стоимости услуг ГВС и отопления в их доме варьировалось в разных квартирах от 500 до шести тысяч рублей в месяц. Только после того, как жильцы написали письмо в прокуратуру, подписи в котором поставили 112 собственников, это прекратилось и начисления стали производиться по счетчикам.
— Мы не уверены, что нам начисляют по нашим показаниям, — говорит Турсун. — Раньше, если по оплате возникали вопросы, мы обращались в РЦ, и нам давали пояснения по каждой копейке. Теперь же мы никаких объяснений добиться не можем. Ведь руководство «ЭнСер» за забором, а специалисты некомпетентны.
В настоящее время до сих пор не все жители смогли погасить задолженность, образовавшуюся не по их вине.
Пенсионеры считают, что в этой истории больше всего пострадали именно они, так как их лишили льготы. Не заплатив за три месяца за услуги, льготники автоматически перешли в список должников. Правда, есть надежда, что воспользоваться своим правом на получение льготы они все же смогут, если докажут, что не платили за коммуналку по вине поставщика услуг.
— Если жители, имеющие право на получение субсидии, не по собственной вине не платили за коммунальные услуги, они могут подойти в отдел субсидий управления социальной защиты населения, подтвердить это, и им будет сделан перерасчет, — сообщили в управлении соцзащиты.
Кстати, в подобной ситуации оказались и жители других домов.
База базе рознь
Доказывать свою правоту пришлось многим жителям автозавода. В Расчетно-кассовом центре Миасса сообщили, что им поступало огромное количество звонков с жалобами на недоработки «ЭнСер». Большинство из них — на приписку лишних проживающих и начисление платы в соответствии с этим, да еще и по нормативу.
— «ЭнСер» не имеет нормальной базы, а люди должны бегать и добиваться справедливости, — негодует Ирина Панкратова, жительница одного из домов на ул. 8 Марта. — С меня за перерасчет потребовали справку из паспортного стола, заявление с просьбой о перерасчете, а также ксерокопию «зеленки». Но и после этого перерасчет не был сделан. Я трижды звонила, и только на третий раз мне объяснили, что, так как начисления мне были ошибочно сделаны только за ГВС, то и перерасчет сделан за ГВС и «висит» в графе ГВС. Чтобы его «перекинули» на отопление, необходимо снова писать заявление. Это ли не издевательство?..
А что думаете по этому поводу вы? Пишите свои отклики.
Не посредник, а соратник
Бытует мнение, что МУП «РЦ» — это посредник между поставщиком услуги и жителями, без которого можно вполне обойтись. То, что это не так, видно из приведенной нами ситуации, одна из причин которой — отсутствие полной информации о получателях услуг. Функции РЦ — не только сбор платежей. О том, что еще входит в полномочия Расчетного центра, рассказал его директор Виталий Леонов:
— Представьте, если каждое предприятие, предоставляющее коммунальную услугу, станет напрямую работать с населением! Начнется настоящий хаос: люди замучаются доказывать свою правоту получения льгот, по количеству проживающих в квартире — это во-первых, а во-вторых, запутаются в квитанциях, которых будет пачка.
Учет жителей города, причем практически в ежедневном режиме, — одна из основных наших функций, и такой работой не занимается больше никто. Кроме того, мы ведем учет должников, работаем с ними.
Также РКЦ осуществляет сбор платежей и их распределение по поставщикам, а еще сбор информации по начислениям и самое главное — ее беспрепятственное предоставление населению.
Мы заинтересованы в социальной стабильности, в том, чтобы жителей не обманывали. Любое повышение стоимости услуги мы просим поставщика обосновывать. Вряд ли подобный интерес есть у частной компании.
Свое мнение
В доме № 40 на ул. Ак. Павлова действительно создано ТСЖ, но в него входят всего лишь два подъезда из шести. Между ОАО «ЭнСер» и ТСЖ был заключен договор на отпуск и передачу тепловой энергии. Согласно этому договору балансовая принадлежность ТСЖ заканчивается на втором подъезде (то есть это квартиры с 1-й по 72-ю).
До расторжения договора между «ЭнСер» и «РЦ» ТСЖ несло расходы по начислениям только с 1-й по 72-ю квартиру на основании договора с МУП «РЦ». В свою очередь в связи с отказом ТСЖ от начислений оставшимся квартирам расходы по начислениям с 73-й по 216-ю квартиру вынуждено было нести ОАО «ЭнСер» по договору с МУП «РЦ».
То есть за объем потребленной тепловой энергии ТСЖ оплачивало как юридическое лицо только с 1-й по 72-ю квартиру, перечисляя денежные средства на счет ОАО «ЭнСер». За жителей же остальных четырех подъездов ТСЖ оплату не производило, расчет с ресурсоснабжающей организацией жильцы производили самостоятельно. При этом ТСЖ ежемесячно предоставляет в ОАО «ЭнСер» ведомость показаний общедомовых приборов учета, в которой отдельно отражены объемы потребления коммунального ресурса с 1-й по 72-ю кв. и с 73-й по 216-ю кв.
После расторжения договора между «ЭнСер» и РЦ (в ноябре прошлого года) «ЭнСер» предложило ТСЖ заключить договор на весь дом, так как в соответствии с действующим законодательством в одном многоквартирном доме не может быть несколько способов управления, так же как и не может быть организовано ТСЖ только для двух подъездов из шести. Однако договор не был заключен в связи с тем, что ТСЖ не хочет нести дополнительные расходы по начислениям квартир с 73-й по 216-ю.
Начиная с января 2014 года, в адрес ОАО «ЭнСер» с заявлениями стали обращаться жители квартир, не охваченных ТСЖ. В своих заявлениях они просили ОАО «ЭнСер» производить начисления с ноября 2013 г., так как ТСЖ отказалось начислять за коммунальные услуги.
Таким образом, ОАО «ЭнСер», исходя из полученной от МУП «РЦ» и уточняемой жителями базы данных, производит начисления.
Что касается возврата льгот жителям, получившим квитанции за три месяца, то ОАО «ЭнСер» со своей стороны направило в управление социальной защиты населения всю необходимую информацию с учетом каждого льготника для начисления льгот в установленном законодательством порядке.
Пресс-служба ОАО «ЭнСер».