Давно идут пересуды по поводу памятника В. И. Ленину на площади Труда в старом городе. Так как на этом месте стоял храм (а по православным обычаям в ограде храма погребают священнослужителей и почетных прихожан), то считается, что памятник стоит «на костях», что негоже. Однако символ революции и социалистических преобразований для многих свят.
Столкновение этих мнений имело больше теоретический характер до недавних пор, пока не возникло у православных намерение возродить Петропавловский храм. И предлагают-то они лишь только переместить памятник вождю в другое место…
Вначале восьмидесятых годов прошлого уже ХХ столетия пришла идея сделать фотовыставку по старому городу с мыслью о сохранении истории. И название придумалось: «О прошлом память сохраним». В связи с этим я стал часто ездить в старый город, бродить с фотоаппаратом по улочкам-закоулочкам. Однажды, переходя речку Миасс (чуть ниже Шадринского моста) по хлипкому деревянному мостику, заметил в воде большой осколок мраморной плиты, с которого черпали воду. На плите красовалась высеченная звезда с серпом и молотом и часть известного лозунга: «… всех стран соединяйтесь!». Не поверив в происходящее (советская идеология в советское время попиралась в прямом смысле ногами), я не однажды приезжал на это место: когда фотографировал, когда просто показывал товарищам.
В дальнейшем один из снимков этой плиты попал в руки моего приятеля, который работал в очень популярной тогда областной молодежной газете. Он опубликовал его с краткой историей с моих слов. Эта публикация вызвала некоторое раздражение у партийных органов, прежде всего у местных комсомольцев. Плита мгновенно исчезла из воды реки Миасс и… прямо-таки растворилась. Отследить ее дальнейшую судьбу мне не удалось. Много лет об этой истории я вспоминал, только наткнувшись случайно на снимки в архиве. На мои вопросы о происхождении плиты сотрудники музея и краеведы высказывали предположения, но точно утверждать никто не брался.
В дальнейшем, когда я работал уже в газете «Миасский рабочий», однажды пришедший посетитель принес уникальную фотографию. На ней можно было видеть площадь Труда предположительно начала тридцатых годов. Тогда она именовалась площадью Шверника. Снимок уникален был тем, что на нем был изображен памятник Ленину, но не во весь рост, как сейчас, а бюст (но на хорошо знакомом нам пьедестале). Слева на фото был виден Петропавловский храм. Этот снимок иллюстрировал некий механизм: сначала недалеко от храма ставился бюст вождя, потом… Ну, что потом, все знают. Но вот что постамент располагался на этом снимке чуть южнее, меня тогда сильно не озадачило.
Прошло еще много лет. Опять всколыхнулось что-то внутри, и опять я стал готовить фотовыставку про старый город. Назвал ее «Прогулки по временам». Идея состояла в том, что, нашедши старинные фотографии нашего города, постарался продублировать их видами современными, снятыми предположительно с тех же точек. На одной старой фотографии, снятой с пожарной каланчи (она и сейчас стоит почти на том же месте), был вид площади, тогда еще Петропавловской. Храм красовался в центре, а слева был хорошо виден крест. Что за крест, что он символизировал? Этими вопросами я опять озадачился вскользь, вскоре забыв. Опять прошло время. Не однажды довелось побывать на молебне 12 июля в день святых Петра и Павла, что устраивала группа энтузиастов — православных христиан около памятника Ленину. Полуофициально. Ратовали за возрождение храма. Настоятель храма Святых Царственных страстотерпцев отец Виталий недавно также озадачился этой идеей о возрождении храма и активно принялся за дело. Первое, что нужно сделать, — это перенести ныне существующий памятник Ленину на новое место. Коммунисты против.
Да, я немного забежал вперед в своем рассказе, забыв упомянуть об одной фразе, произнесенной замечательным краеведом и краелюбом Петром Правдиным в беседе совсем по другому поводу. Он заметил, глядя на старую фотографию площади Шверника, где памятник соседствует с Петропавловским храмом, что постамент-то памятника предназначался первоначально царю Александру II — освободителю и что жители города в складчину на него собирали деньги. Вот услышал я это и опять пропустил мимо ушей.
Пазл сложился, когда отец Виталий попросил найти фотографию современного вида площади Революции — одного из предполагаемого места переноса памятника Ленину. Я снова достал архив, и «контакт замкнулся». На фотографии с каланчи крестом было обозначено место, где собирались установить памятник царю. Но успели только возвести постамент. Именно на него и водрузили бюст Ленина после свержения самодержавия. Кстати, бюст этот — авторская работа Эммануила Иосифовича Мали — художника, первого директора Миасского краеведческого музея. Бюст имеет историческую и художественную ценность, сейчас он располагается на территории предприятия НПО электромеханики. Более того, вглядываясь в фотографию бюста на площади Шверника, я понял происхождение плиты в реке Миасс. Плита обрамляла бюст. Загадкой, правда, пока остался тот путь, как эта плита, можно сказать, символ революции, очутилась в реке в советские времена. Но все это было пока моей догадкой и документального, исторического подтверждения не имело. Я стал «пытать» Правдина: откуда он знает про памятник царю.
— Вроде бы в газете «Казак» была такая информация, — сказал Петр Сергеевич. Надо заметить, что эта газета издавалась в Миассе в 1910-1912 годах. И к появлению более-менее полной копии подшивки этой газеты в нашем краеведческом музее Правдин был тоже причастен.
В самом деле, в газете № 17 от 23 февраля 1911 года в заметке «Местная жизнь» говорилось: «Празднество в знак 50-летия освобождения крестьян ознаменовалось в Миассе закладкой памятника Императору Александру II на Петропавловской площади вблизи Петропавловской церкви…». Кстати, начиная с 1861 года в Миассе 8 марта знаменовалось крестным ходом, правда, так милый нам сегодня женский праздник тут был ни при чем. Миасский люд таким образом отмечал выход манифеста об отмене крепостного права.
Фото: Мраморная плита в реке Миасс (1984 год).