Как-то так сложилось, что в канун Дня учителя мы в основном вспоминаем школьных педагогов, упуская из виду, что учить можно не только грамоте, но и рисованию, танцам, резьбе по дереву, техническому творчеству…Ну и музыке, конечно.
И пусть детки сразу после окончания семилетнего курса «музыкалки»захлопывают крышку ненавистного рояля и прячут в дальний угол баян, музыка все равно остается незримо жить в их сердцах. Это происходит потому,что рядом с ними на протяжении нескольких лет находились добрые и мудрые педагоги. Один из них — Александр Михайлович Ефимов, отдавший педагогическому труду ровно полвека.
«Настоящий артист!»
Пройдя долгий путь от обычного учителя музыки до директора, Александр Михайлович и сегодня не представляет себя вне педагогики. Берет в руки инструмент и, глядя на усердно жмущего на кнопки ученика, вспоминает себя, маленького…
Были ли в нем задатки педагога и музыканта уже в детстве?.. В ответ собеседник улыбается и пожимает плечами: да нет, был как все — резвый, спортивный, непоседливый. Не протестовал, когда отец отвел его за ручку на вступительный экзамен. Обрадовался, когда в доме появился баян. Старательно учился, а если приходили гости, «выступал» перед ними под довольный шепот родителей: «Вот какой сынок у нас растет! Настоящий артист!»
Без права на стипендию
В 14 лет способный парнишка поступил в Курганское музыкальное училище, быстро стал самостоятельным, с третьего курса начал подрабатывать и понял, что преподавательская деятельность ему нравится.
— Меня взяли учителем музыки в класс по подготовке пионервожатых, где были одни девчонки, мои одногодки. Получал я за работу 80 рублей — неплохие по тем временам деньги. Помню, директор училища (бывшая фронтовичка, курившая «Беломор») издала приказ: студенты, получающие на подработке больше 20 рублей, не имеют права на стипендию. К счастью, мой работодатель (директор школы) вошла в мое положение и, занеся ручку над листком бумаги, спросила: «Сколько писать?» — «Рублей 19…». Справку я сдал и, хотя все училище было в курсе размеров моей зарплаты, никто меня не выдал. Стипендия осталась нетронутой.
Из Молдавии — на Урал
Навсегда осталась в памяти учеба на заочном отделении новосибирской консерватории. Широкие проспекты, монументальный оперный театр, органный зал, консерватория и только что построенное при ней общежитие — все приводило в восторг, все наполняло вдохновением.
А потом жизнь закрутилась-завертелась колесом, забросила чету Ефимовых (женой Александра стала талантливая пианистка и необыкновенно красивая, под стать ему самому, девушка Наталья)… в Молдавию, а через пять лет — в Миасс.
По карьерной лестнице
Годы работы в музыкальном училище Александр Михайлович вспоминает с особым чувством: толпы влюбленных в музыку студентов (на отделении народных инструментов тогда училось больше сотни юношей и девушек!), талантливые, энергичные молодые педагоги, концерты столичных музыкантов, просветительская и лекционная деятельность, удачно складывающаяся карьера (от рядового педагога до заведующего отделением).
Очередной этап в жизни — руководство школой искусств. И масса непривычных обязанностей — от творческих, воспитательских до административно-хозяйственных.
Им было здесь хорошо
Очень вдумчиво новоиспеченный директор подходил к формированию педагогического коллектива, оценивая будущих коллег и по человеческим, и по профессиональным качествам. Под его руководством школа приобрела особое, ни на чье не похожее лицо, свои традиции, завоевала авторитет у жителей района.
Самой большой наградой для директора было встретить бывших выпускников, приводящих в ставшую родной «музыкалку» своих подросших детей. Значит, им было здесь хорошо, раз они решили отдать на обучение своих малышей?..
Другого способа нет
У всего есть начало и конец. С 1 сентября Александр Ефимов передал свои полномочия преемнице, а сам… Нет, не удалился на покой, а продолжает заниматься с ребятами. Так, как делал это всегда: с душой, с увлечением, с азартом — и радуется, когда в глазах учеников зажигается ответная искорка интереса.
Правда, и для огорчений тоже находится повод. Все меньше и меньше детей тянутся к народным инструментам, что, по его мнению, результат не столько падения общекультурного уровня нации, сколько отношения государства к учителям. А как же иначе объяснить мизерные зарплаты и постоянно снижающийся престиж профессии?..
— Дайте музыканту достойные средства к существованию, — горячится Александр Михайлович, — и положение в корне изменится: родители поведут детей в музыкальные школы, потому что увидят хорошую перспективу. Когда-то прочитал, что году в 50-м пришли к Сталину министры: «Надо бы учителям поднять зарплаты раза в полтора!», а он в ответ: «Почему в полтора? Поднимем сразу в три!» И подняли. И сейчас так же надо. Иным способом интерес к музыке и популярность профессии не возродить… А без музыки человек никогда не станет человеком.