Нынешнее лето оказалось богатым на творческие подарки родному городу от миасцев, достигших определенных высот в искусстве и нашедших свое призвание за пределами России. Первой ласточкой оказалась уроженка Миасса, ныне солистка Вроцлавской оперы, Евгения Кузнецова, давшая большой концерт вокальной музыки в центре досуга «Строитель».
А два месяца спустя в зале Миасского государственного колледжа искусства и культуры с сольной программой «…в далеком царстве Тьмы ночной» выступил пианист Евгений Никифоров, приехавший из Берлина навестить родителей.
Русские не такие уж плохие
Накануне концерта мы встретились с Евгением Никифоровым в зале колледжа. Уже в самом облике пианиста, его манерах, жестах проступало что-то не наше, не российское, а когда собеседник заговорил, впечатление «ненашести» только усилилось. Впрочем, это вполне объяснимо — последние 12 лет Евгений живет и работает в Германии.
— Евгений, почему именно Германия?
— Думаю, сыграли свою роль занятия музыкальной литературой, изучение биографий великих композиторов. Я всегда мечтал поселиться в Германии. Мечта сбылась: жил под Бонном, где родился Бетховен, потом учился в Кельне, теперь обитаю в Берлине.
— Не страшно было ехать в Германию без знания языка?
— Знал немецкий в объеме школьной программы — то есть никак. На занятиях в Кельнской аспирантуре поначалу приходилось догадываться, что говорит профессор. По счастью, у нас в музыке многие вещи можно объяснить и без знания языка. Всегда говорю так: я выучил немецкий, чтобы понимать оперы Рихарда Вагнера в оригинале. Теперь я их знаю наизусть.
— Как к вам отнеслись в Германии?
— Очень положительно. Никакого отрицательного опыта у меня нет. Все удивляются, что русские — не такие уж плохие люди.
— У вас есть семья?
— Моя семья — музыка и мои ученики. Родители живут в Миассе, мама проработала всю жизнь на автозаводе, сестра и сейчас там работает.
Бах и Бетховен перевесили
— Вернемся в ваше детство. Кто вас привел в музыкальную школу?
— В детском садике я устраивал концерты, перебирал пальчиками по табуретке, делал вид, что играю. Когда пошел в школу № 60, там как раз открылся филиал музыкальной школы № 1. Учился у Светланы Строжановой, затем у Татьяны Борисовны Зыряновой (сейчас Агапова). В музыкальном училище — у Натальи Васильевны Ардабьевской, которая, по сути, стала моей второй мамой. В школе мечтал стать рок-певцом. А потом случилось так, что Бах и Бетховен перевесили. Пришло понимание, что именно эта музыка — вечна, а все остальное — повседневка. Обидно, что большие слои русского народа, слушающего радио «Шансон», понятия не имеют, что есть совсем другая музыка.
Важнее — педагогика
— Любовь к року осталась до сих пор?
— Я его не слушаю. Хожу в оперу, на симфонические и камерные концерты. Недавно открыл для себя португальскую музыку в стиле «фадо». Это совсем другой вид музыки, не тот, каким я занимаюсь, но в последнее время это стало мне близко.
— У вас есть опыт сочинения музыки?
— В музыкальной школе пытался что-то сочинять, мои пьесы даже исполнял ансамбль скрипачей. Но потом понял, что ничего нового в музыке сказать не смогу, а если так, то зачем тогда бумагу марать? Сейчас зреет замысел написать произведение, которое будет творческим ответом на «Песнь о земле» Густава Малера, написанную им на стихи Ганса Бетке. Малер — мой любимый композитор.
— Вы в первую очередь исполнитель или педагог?
— Я исполнитель, педагог и концертмейстер в одном лице. Мой основной доход — преподавание, частные уроки, а концерты — просто хобби. Была пора, когда мне хотелось больше играть. Сейчас понимаю, что педагогическая деятельность, может быть, даже важнее, потому что я прививаю детям любовь к музыке, к прекрасному.
В поддержку больных детей
— Кроме Миасса, вы где-то еще в России концертируете?
— Нет. В октябре будут три концерта в Чехии, в декабре — в Эмиратах. В день 200-летия Листа я дал благотворительный концерт в пользу детского хосписа, где находятся дети, больные раком. Мне было важно своей музыкой поддержать их и призвать других людей следовать моему примеру. Попытаюсь, чтобы подобные концерты проходили регулярно, хотя бы раз в год.
— Что бы вы пожелали России, Миассу, училищу?
— Чтобы люди с уважением друг к другу относились.
Фото ua.miass.info