Все каникулы большинство детей беззаботно гуляют, сидят подолгу за компьютером, спят до обеда, ощущая полную свободу от учебы. Но август подходит к концу и с каждым днем все ближе звонок будильника о утрам, уроки и домашние задания…
С приходом сентября актуальным становится вопрос подготовки ребенка к школе. При этом ошибочно полагать, что приготовление к учебе заключается исключительно в закупке необходимых принадлежностей и канцтоваров. Помимо важной материальной стороны вопроса существенным является и эмоциональный настрой школьника, а также состояние здоровья, готовность организма к смене распорядка дня и нагрузкам. Как же помочь школьникам войти в рабочий режим?
Выкормить гения
Всем известный факт — чтобы успешно учиться, мозг должен в достаточном количестве получать важные микроэлементы — цинк, железо, йод. Недостаток йода снижает интеллектуальное развитие ребенка любого возраста на 10-15%. Чтобы избежать этого, нужно чаще давать ребенку морепродукты и рыбу во всех видах, а также запомнить одно простое правило — солить еду исключительно йодированной солью.
Дефицит железа восполняется приемом в пищу мяса, печени, свежих фруктов и овощей.
Создать для своего ребенка цинковый щит можно, введя в рацион зерновые культуры, кедровые орехи, семечки тыквы и кунжута.
Постарайтесь, чтобы время обеда дома совпадало со временем обеда в школе.
Перед школой ребенок должен обязательно поесть. Как раз именно завтраком и пренебрегают современные дети. Вставая за несколько минут до выхода, школьник в лучшем случае обходится наспех съеденным бутербродом. Однако отказ от завтрака приводит к повышенной утомляемости и набору лишнего веса.
Кроме того, очень важно, чтобы у ребенка не было перекусов в перерывах между едой. Лишь в этом случае он сохранит свой аппетит к положенному по режиму дня времени питания.
Часов не наблюдая
В последние недели лета необходимо также постепенно переходить на школьный режим. Более четко определять время на игры и прогулки. Стоит обратить особое внимание на своевременный отход ко сну. Долгие вечера за компьютером или перед телевизором могут обернуться серьезной проблемой по утрам, когда нужно рано просыпаться и идти на уроки. Ложиться спать нужно не позднее 9-10 часов вечера. Также очень важно (особенно для первоклассников) научиться не только планировать свой день, но и сформировать представление о ходе времени.
Чтобы ребенок своими глазами увидел, как бежит время, купите часы — не простые, а песочные.
Предложите ребенку отметить в программе свои любимые мультики и самостоятельно следить, когда они начнутся.
Первоклассные трудности
Учебные будни особенно сложны для вчерашних дошколят. Если для учащихся среднего и старшего звена после летних каникул труднее всего привыкнуть рано вставать и делать уроки, то перед теми, кто впервые переступает порог школы, стоит не только эта проблема. Одна из трудностей — гиперактивность. Пик ее проявления как раз приходится на 6-8 лет. Чтобы воспитать усидчивость непоседы, достаточно нескольких правил:
Посадите набегавшегося ребенка за стол рядом с собой и вместе с ним лепите, рисуйте, стройте. Пусть он убедится, что эти занятия интересны не меньше, чем беготня.
Процесс адаптации осложняется, если параллельно с общеобразовательной школой ребенок начинает учиться и в музыкальной, посещать разнообразные кружки и секции.
Чтобы избежать перегрузок, стоит начинать занятия в музыкальной школе, секциях и кружках за год до первого класса, или уж отложить все это еще на год.
Едва ли не самое важное в адаптации первоклассника — рациональный и жесткий режим (для них он особенный).
Вставать и ложиться в одно и то же время. Ночной сон должен составлять не менее 10 часов.
Дневной сон после занятий в школе.
Обязательная прогулка после школы. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уроки.
После 18.00 — никаких домашних заданий.
Говорящая статистика
Правильный распорядок, сбалансированное питание, хороший сон ребенка — многие родители не уделяют этому должного внимания. Тем не менее, пренебрегать этими важными составляющими не стоит. Ведь даже полностью здоровый ребенок начинает чаще болеть, когда идет в школу. Об этом свидетельствует статистика, предоставленная нам Центром медицинской профилактики.
Так, при поступлении в школу ученики 1-й группы здоровья (практически здоровые дети) составляют 40-50%, 2-й группы (имеющие небольшие проблемы со здоровьем) — 30-35%, 3-й (с хроническими заболеваниями без осложнений), 4-й (имеющие хронические заболевания с частыми периодами обострения) и 5-й (тяжелые физические недостатки, дети-инвалиды) групп — 15%. А после окончания школы в 1-й группе — 10%, во 2-й — 65%, 3-й, 4-й и 5-й — 25%.
Перенапряжение, утомляемость, недосыпание в конечном итоге приводят к тому, что здоровье школьников от класса к классу начинает хромать. Проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания глаз, эндокринной системы все чаще беспокоят детей. Искать причины исключительно в школьной загруженности не стоит. К примеру, предпочтения в еде (нередко можно наблюдать, как в школьной столовой ребенок ест принесенный из дома бутерброд или шоколад) закладываются именно в семье, то же самое касается и умения планировать свое время. Поэтому, чтобы ребенок меньше болел, нужно подготовить свое чадо к школе и физически, и психологически.
Опрос
Здоровое поколение?
Как известно, многие дети, переступив школьный порог, начинают чаще болеть. Мы решили узнать у мам миасских школьников, уделяет ли образовательное заведение должное внимание здоровью детей.
Светлана ГЛАДКОВА:
— В моем понимании школа — это вообще не то место, где можно ожидать, что о здоровье ребенка хоть кто-то позаботится. Посмотрите, какие тяжеленные сумки таскают наши малыши! Я, взрослая женщина, с трудом ее поднимаю. А мой ребенок должен таскать этот багаж изо дня в день. Ввели третий урок физкультуры, но это не компенсирует многочасовое сидение за школьной партой. Моим детям не нравится и питание в школе — нет выбора. А сколько задают? Либо ты становишься отпетым зубрилкой, не высовывая носа на улицу, сидишь за учебниками (сколиоз, плохое зрение и тому подобные проблемы обеспечены), либо занимаешься пофигизмом и учишься от случая к случаю, поскольку добросовестно выполнять абсолютно все школьные домашние задания для многих учеников не-воз-мож-но!
Яна Зеленцова:
— Думаю, что да. Уроки и перемены распределены так, что дети не утомляются. Есть даже игровая комната и комната для отдыха. Много факультативов, в том числе и спортивных, поэтому дети активно развиваются. Поначалу были проблемы с питанием (не работала столовая), поэтому приходилось брать еду из дома, а перекусы и отсутствие горячей пищи плохо сказываются на здоровье ребят. Но сейчас эта проблема уже решилась.
Екатерина Кушнова:
— Я считаю, что в школе, которую посещают мои дети, внимание к здоровью учащихся находится на достаточно высоком уровне. Ежегодно с согласия родителей проходит вакцинация детей от вирусных заболеваний, также проводятся и другие плановые прививочные мероприятия. Уроки физкультуры проходят четыре раза в неделю. Кроме того, для детей особой категории по здоровью вместо физкультуры проводятся уроки ЛФК. А в начальной школе ЛФК является одним из еженедельно посещаемых предметов. Также в школе ежегодно проводятся дни здоровья на открытом воздухе.
Светлана Шляхтина:
— Однозначно — нет! Все мероприятия, направленные на поддержания здоровья, делаются для галочки. Даже День здоровья, который раньше проходил с обязательными соревнованиями, превратился в обычную прогулку по желанию. В кабинетах холодно, дети простывают, а умственные нагрузки при этом постоянно увеличиваются.