Миасские активисты организации «Родительское всероссийское сопротивление» («РВС») ознакомили горожан с результатами Общероссийского социокультурного исследования детских рисунков.
В апреле-мае 2012 года участники Всероссийского общественного движения «Суть времени» приступили к реализации проекта «Дети России: время знать». Детям из деревень и городов, живущим в сиротских учреждениях и в семьях с разным социальным положением, было предложено нарисовать свою семью, своего героя, свое будущее и свою страну. Анализ рисунков, проведенный Агентством культурно-социальных исследований общества, позволил понять, о чем мечтают наши дети и нашлось ли в их думах о будущем место подвигу, идеалу, высоким стремлениям.
Верим в семью
По статистике, каждый третий ребенок в России проживает в неполной семье, 4 из 10 — в малоимущих семьях. Однако вопреки этим тревожным данным, наши дети верят в свою семью как островок любви и доверия: на большинстве рисунков изображена полноценная семья из четырех человек.
Что за горизонтом?
Образ будущего, по мнению психологов, формирует реальные качества взрослеющего человека. Большинство рисунков говорит о том, что дети представляют свое будущее как индивидуальный успех, как обретение желанной профессии. При этом 60% девочек и мальчиков мечтают о карьере модели, певца, дизайнера, художника; 28% хотят стать водителями, продавцами, строителями, поварами. Всего 10% видят себя спасателем, летчиком, космонавтом, пожарным, хотя именно такие героические профессии и формируют в маленьком человеке готовность к взаимопомощи и жертвам ради других людей — качества, без которых общество обречено на распад. Менее 1% составляют рисунки, символизирующие большую мечту — полететь в космос, отправиться в кругосветное путешествие, спасти мир от смертельной болезни. Увы, наука и все, что с ней связано, полностью отсутствует в ребячьих мыслях о будущем.
На кого будем равняться?
Большинство детей хотят походить на героев иностранных комиксов, мультиков и сериалов (смешарики, супермен, человек-паук, русалочка Ариэль, Бэтмен и др.), которые имеют мало общего с культурой и творчеством. Исторических героев в качестве объекта для подражания выбрали всего 14% ребят. Именно этот раздел исследования в полной мере выявил потерю культурной самостоятельности современной Россией. Наши дети гораздо раньше (до двух лет) начинают смотреть телевизор, зато меньше читают, гуляют, рисуют, лепят и мастерят.
Кремль, березки, храмы
Образ страны, как и образ семьи, в глазах детей, безусловно, позитивен: из 3242 детских работ лишь в трех есть какой-либо негатив (к примеру, на Россию нападает огромный паук). В основном родная страна ассоциируется в сознании младшего поколения с березками, Кремлем и православными храмами. Интересно, что дети, которые рисовали храмы, одновременно в качестве своего героя рисуют космонавта, а в изображении будущего у них преобладают фантастические города и космические путешествия.
Алексей ГУРЕВИЧ, представитель движения «РВС»:
— Исследование рисунков показало, что жизненные ценности наших детей нацелены не на духовное начало в семье, обществе, а на материальное благополучие. Чтобы обратить внимание общества на эту опасную тенденцию, мы провели сбор подписей миасцев против ювенальной юстиции и реформ образования. Пора покончить с бездействием и встать на защиту детей.